При увольнении сотрудника работодатель должен произвести все полагающиеся ему выплаты. Речь идет не только о заработной плате, но и о компенсации отпускных дней, которые подчиненный так и не успел реализовать, а также об иных выплатах, предусмотренных как положениями ТК РФ, так и локальной документацией предприятия. В связи с этим уполномоченными сотрудниками оформляется записка-расчет при увольнении, позволяющая наглядно увидеть, какую сумму получит работник. Рассмотрим подробнее особенности заполнения этого документа.
Кем и когда составляется записка-расчет?
На его лицевой части сотрудник отдела кадров указывает информацию о предприятии, а также сведения, касающиеся непосредственно увольняемого сотрудника и заключенном с работодателем трудовом договоре. На оборотной стороне регистра, которая, в свою очередь, заполняется бухгалтером, указывается таблица, содержащая расчет оплаты отпуска.
Следует помнить о том, что работодателя, который проигнорирует сроки перечисления выплат при увольнении, можно привлечь к установленной законом ответственности. В частности, за задержку зарплаты, отпускных и прочих выплат, в рамках ст. 236 ТК РФ, с него можно будет истребовать не только задолженность, но и проценты по ней. Кроме того, как следует из п. 55 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 17.03.2004 г., рабочий может потребовать выплату зарплаты с учетом индексации. Это допускается, если из-за уровня инфляции в стране сумма обесценилась.
В какой форме должна быть записка-расчет?
Записка-расчет представляет собой документ первичного учета, оформление которого обязательно при расторжении контракта с сотрудником предприятия. Для него в 2004 году Постановлением № 1 Госкомстата была утверждена специальная форма № Т-61.
Исходя из п. 4 ст. 9 закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., а также разъяснений Минфина РФ в письме № ПЗ-10/2012 от 04.12.2012 г., форма Т-61, не является обязательной для применения на предприятиях. В связи с чем организация на основе унифицированной формы вполне законно может разработать собственный бланк учетного документа.
Правила заполнения
Рассмотрим подробнее, как оформляется записка-расчет.
1) Как было отмечено выше, лицевая часть заполняется кадровиками. В частности, она должна содержать следующие сведения:
- информацию о работодателе, куда входят: наименование предприятия, ОКПО, ОКУД, организационно-правовой статус;
- дату составления записки-расчета и присвоенный ей номер;
- реквизиты трудового договора, а именно, его номер и дата заключения.
Далее заполняются сведения о подчиненном:
- Ф.И.О;
- присвоенный сотруднику при трудоустройстве табельный номер;
- название подразделения;
- должность, которую занимал на предприятии рабочий.
Вам также будет интересно:
— Как оформлять работы по гражданско-правовому договору
— Образец доп соглашения о переводе на дистанционную работу в 2025 году
Ниже приводятся сведения, касающиеся непосредственно прекращения трудовых отношений с подчиненным, а именно:
- дата расторжения контракта;
- номер и дата приказа об увольнении;
- основание, по которому трудовые отношения завершились. Так, если подчиненный увольняется по собственной инициативе, то записка-расчет будет содержать ссылку на п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
В следующей части документа указывается количество неиспользованных (или реализованных авансом) дней отпуска. При этом за дни отпуска, которые рабочий не использовал, будет начислена соответствующая компенсация. В том случае, если будет выявлен перерасход, то бухгалтерия произведет вычет из суммы, причитающейся в выдаче сотруднику. К слову, для удобства и быстроты расчетов можно использовать онлайн калькулятор.
2) Далее сотрудниками бухгалтерии заполняется обратная сторона документа. На ней представлены таблицы, содержащие начисления по отпускным. В них должны быть включены следующие сведения:
- сведения за предшествующие увольнению 12 месяцев;
- суммы ежемесячных выплат, при этом бухгалтер может руководствоваться пп. 2, 3 ПП РФ № 922 от 24.12.2007;
- количество календарных дней за расчетный период;
- количество часов за расчетный период, в том случае если рабочее время сотрудника учитывается в часах;
- среднедневной (либо часовой) заработок;
- число отпускных дней, взятых авансом;
- нереализованные отпускные дни;
- итоговая сумма за отпуск, которую получит сотрудник.
Далее производится окончательный расчет суммы для выплаты работнику. При этом в таблице отражаются отработанные сотрудникам дни в месяц его ухода, сумма за отпуск, прочие выплаты. А также указывается, НДФЛ и иные удержания. Окончательную сумму прописываю внизу документа.
Страница заверяется подписью бухгалтера.
Таким образом, записка-расчет при увольнении является обязательным документом. Для ее оформления работодатель может использовать собственный бланк, а может воспользоваться стандартной формой Т-61.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12