Чтобы расторгнуть трудовой договор с работником (неважно, по какому именно основанию), работодатель должен оформить определенный пакет документов, в состав которого входит и приказ об увольнении. Скачать образцы приказов об увольнении, а также узнать, как правильно составить их самостоятельно, и сколько хранятся такие документы, вы сможете в нашей статье.
Как составляется приказ об увольнении?
Приказ об увольнении работника (по любому основанию) составляется по форме Т-8. Его составляет работодатель на бланке формата А4. Законодатель не устанавливает требований к тому, как должен быть составлен документ – в печатном виде или от руки – но обычно в любой организации с наемными работниками (даже самой небольшой) есть оргтехника, с помощью которой приказ можно распечатать.
Кто составляет приказ об увольнении работника на предприятии?
Обычно составлением приказов об увольнении занимается кадровая служба; в небольших организациях возложить эту обязанность могут на бухгалтера. Готовый документ подписывает руководитель предприятия, после чего подпись заверяется печатью организации (при ее наличии).
После того, как приказ об увольнении будет полностью готов, в нем расписывается увольняемый работник, подтверждая факт того, что он ознакомлен с содержанием документа. Если работник отказывается расписываться в приказе (например, из-за того, что его увольняют по «неприятной» статье – например, за прогул), работодатель должен составить акт об отказе от дачи объяснений. Акт подписывают свидетели, которые присутствовали при отказе работника от визирования приказа об увольнении.
Приказ составляется в двух экземплярах. Один из них направляется на хранение в архив компании, а второй передается в бухгалтерию – на основании этого документа с работником осуществляется окончательный расчет. Срок хранения приказов зависит от того, в каком году был издан документ (ст. 22.1 Федерального закона № 125 от 22.10.2004):
- до 2003 года – не менее 75 лет;
- после 2003 года – не менее 50 лет.
Как составляется приказ об увольнении?
Общие правила составления приказа об увольнении одинаковы – вне зависимости от того, по каким причинам увольняется работник.
Документ состоит из следующих основных частей:
- шапка;
- данные сотрудника и причина, по которой расторгается ранее заключенный с ним трудовой договор;
- подписи сторон.
Расскажем подробнее о том, как заполнить каждую из перечисленных частей документа.
Вам также будет интересно:
— Какие документы должны выдать при увольнении: актуальный список
— Нужно ли заключать новый трудовой договор при переводе работника на другую должность?
Шапка документа
В этой части приказа нужно указать:
- полное название организации-работодателя;
- номер приказа об увольнении и день, когда он был составлен;
- дату заключения соглашения о приеме на работу (если оно является срочным; если же договор был заключен на неустановленный сторонами срок, поле не заполняется);
- дату увольнения (для бессрочных трудовых договоров; для срочных договоров поле не заполняется).
Сведения о работнике и основания для увольнения
В этой части приказа работодатель должен указать персональные данные сотрудника, а также причину, по которой трудовой договор был расторгнут.
Заполняя основную часть документа, нужно указать:
- Ф.И.О. сотрудника и табельный номер, который был присвоен ему при оформлении на работу;
- наименование подразделения предприятия, в котором трудился работник;
- причина увольнения со ссылкой на подходящую статью ТК РФ;
- основание для составления приказа – обычно им служит заявление, написанное работником собственноручно, но и возможны и другие варианты – например, повестка, выданная военкоматом, служебная записка начальника отдела, медицинское заключение о невозможности дальнейшей трудовой деятельности.
Подписи сторон
Первым приказ об увольнении подписывает руководитель компании. После этого свою подпись в документе ставит работник. Отсутствие его подписи в документе (при отсутствии акта об отказе от подписи) может стать основанием для восстановления работника в должности в судебном порядке.
Если в компании есть профсоюз, его представитель также должен расписаться на приказе об увольнении.
Приказ об увольнении: основные виды и образцы
Расскажем подробнее о некоторых видах приказов, и приведем соответствующие примеры – в целом, они являются идентичными, а их содержание изменяется в зависимости от причины, по которой трудовой договор, заключенный с работником, подлежит расторжению.
С работы по собственному желанию
Основанием для издания приказа в этом случае является заявление, написанное работником лично. После подачи заявления работник должен отработать еще две недели – только после этого работодатель издает приказ, вносит соответствующую запись в трудовую книжку и производит с работником полный расчет. Две недели работник может и не отрабатывать – но только в том случае, если работодатель согласится расторгнуть трудовой договор сразу же после получения заявления об увольнении.
По инициативе работодателя
Работодатель может уволить работника и по собственной инициативе – например, в случае ликвидации организации или нарушения работником трудовой дисциплины. При этом работодатель издает приказ по стандартной форме, используемой в организации (унифицированной форме Т-8 или иной форме, разработанной для использования внутри предприятия). В качестве основания для увольнения в приказе указывается причина, по которой трудовой договор с работником пришлось расторгнуть, а также соответствующая ей статья ТК РФ.
По сокращению
Увольнение работника по сокращению штата – частный случай прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя. Приказ в этом случае составляется по общим правилам – в нем указывается дата увольнения, его причина, а также статья ТК РФ, в соответствии с которой расторгается трудовой договор.
За прогул
Прогул – дисциплинарное нарушение, за совершение которого работодатель может уволить работника, не дожидаясь, пока он совершит повторный проступок. Увольнение за прогул также считается увольнением по инициативе работодателя и оформляется в общем порядке, установленном трудовым законодательством.
В связи со смертью работника
Если работник умирает, работодатель должен его уволить – причем днем увольнения будет день его смерти. Основанием для составления приказа в этом случае является свидетельство о смерти, которое работодателю должны передать родственники умершего сотрудника.
Итоги
Итак, вне зависимости от того, по какой причине работник увольняется с работы, работодатель должен составить приказ об увольнении. Форма приказа законодателем не регламентирована – можно использовать унифицированную форму Т-8 или разработать уникальную форму документа, которая будет использоваться только на отдельно взятом предприятии.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 14