В процессе прекращения трудовых отношений работодатель обязан передать сотруднику пакет документов. Невыполнение этого требования – грубое нарушение трудового законодательства, которое тянет за собой применение штрафных санкций. При этом законом четко предусмотрено, какие справки выдаются при увольнении работника обязательно, а какие – только на письменный запрос увольняемого.
Обязательный пакет
Согласно ст. 84.1 ТК РФ администрация в последний рабочий день сотрудника:
-
выдает увольняемому трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности;
-
перечисляет работнику все полагающиеся выплаты и компенсации.
Трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности – это основной документ, отражающий трудовую историю лица.
Однако обязательный пакет документации, который выдается сотруднику при увольнении, также включает:
- медицинскую книжку – если она хранится у работодателя;
- расчетный листок – в нем фиксируются все выплаты, которые начислены работнику в месяц увольнения, а также удержания из заработка;
- справку по зарплате (форма 182н) – включает сведения о сумме заработной платы увольняемого за несколько последних лет труда;
- заполненный раздел 3 расчета по страховым взносам – туда вносятся личные данные бывшего сотрудника;
- выписку по форме СЗВ-СТАЖ – отчетность о стаже для ПФР;
- выписку по форме СЗВ-М – составляется за текущий месяц, в котором осуществляется увольнение;
- выписку по форме ДСВ-3 – готовится, если работодателем перечислялись дополнительные страховые взносы в фонд накопительной пенсии сотрудника.
Правила оформления документации
Документация из бухгалтерии и отдела кадров оформляется согласно нормативно утвержденным стандартам. Не допускается выдача бумаг, составленных не по существующим образцам и бланкам, если конкретную форму документа предусматривает определенный законодательный акт.
Трудовая книжка, сведения о трудовой деятельности
Вам также будет интересно:
— Когда отсутствие на рабочем месте не считается прогулом?
— Что выгоднее: увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию?
В трудовой книжке обязательно должна быть сделана запись о расторжении трудового договора. Сотрудник, ответственный за ведение кадровой документации, обязан заполнить 4 графы:
- указывается порядковый номер записи;
- дата прекращения трудовых отношений согласно приказу об увольнении;
- основание расставания с сотрудником (ссылка на конкретную норму ТК РФ);
- документальное основание увольнения, например, приказ об увольнении, его номер и дата издания.
Расчетный листок
В этом документе конкретизируется, из каких именно частей формируется зарплата работника. В листе нужно указать начисленную сумму и сумму к выплате (зарплата за фактически отработанный период, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие), а также размер и основания удержаний (алименты, другая задолженность, которая взыскивается по решению суда). Данное правило предусмотрено ст. ст. 136, 140 ТК РФ.
Справка о заработной плате
Форма справки закреплена в приказе Минтруда №182н от 30.04.2013. В документ необходимо занести информацию о доходах за три года – текущий и два предыдущих, которые предшествуют году увольнения. Справка предоставляется новому работодателю или передается в отделение ФСС для назначения пособий.
Раздел 3 расчета по страховым взносам
В заполненном разделе 3 расчета по страховым взносам обязательно указываются персональная информация сотрудника, а именно:
- фамилия, имя и отчество;
- дата рождения и гражданство;
- паспортные данные;
- ИНН и СНИЛС;
- признак застрахованного лица в системе.
В раздел вносятся сведения о выплатах, которые были произведены сотруднику, а также о перечисленных пенсионных взносах.
Выписка из формы СЗВ-СТАЖ
Форма отчетности в ПФР о продолжительности стажа уволенного субъекта. Копия этого документа также должна быть вручена и работнику. При этом графа 14 бланка заполняется только, если увольнение датировано 31 декабря, раздел 4 и 5 – если сотрудник уходит на пенсию.
Выписка из формы СЗВ-М
Еще один вид отчетности для ПФР – сведения о застрахованных лицах. Второй экземпляр документа выдается работнику. При этом работодатель обязан подготовить индивидуальную выписку только на уволенное лицо и только за последний месяц. Форма СЗВ-М закреплена постановлением Правления ПФР №83п от 01.02.2016.
Выписка из формы ДСВ-3
Работодатель обязан выдать уволенному выписку по форме ДСВ-3, если на работника перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию. Документ готовится за весь период перечисления средств.
Документы по требованию
Сотрудник в своем письменном заявлении вправе просить администрацию выдать ему дополнительные бумаги. В перечень документов, которые предоставляются на запрос работника, обычно входит:
- Справка по форме 2-НДФЛ. При увольнении лица организация обязана подготовить 2 такие справки – для налоговой и для самого сотрудника. Но последнему документ выдается только по письменному требованию.
- Справка для службы занятости. Обычно такой документ требуется при назначении пособия по безработице. Единого бланка не утверждено, но в справке нужно указать данные о предъявителе и его среднем заработке.
- Копии приказов – об увольнении, о переводе, о назначении на другую должность, о поощрениях и тому подобное.
- Записка-расчет. Используется единая форма Т-61. В документе отображается расчет выплат сотруднику при увольнении.
Образцы
Источники:
- ТК РФ Статья 84.1. Общий порядок оформления прекращения трудового договора
- ТК РФ Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
- ТК РФ Статья 140. Сроки расчета при увольнении
- Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 182н (ред. от 09.01.2017) «Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы…
- Постановление Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»
- КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 13