Данный вопрос актуален как для предпринимателей, решивших прекратить свою деятельность, так и для сотрудников, которые столкнулись с проблемой увольнения. Особую значимость ситуация приобретает в условиях продолжающейся пандемии, когда от экономического кризиса страдают все стороны трудовых отношений. Предлагаем подробно разобрать, как увольнять сотрудников при закрытии ИП, что положено бывшим работникам при увольнении, а также нюансы, связанные с документарным оформлением процедуры.
Согласно законодательству предприниматели прекращают свою деятельность в особом порядке. Но процедура может стать гораздо проще, если сотрудники сами согласны уйти или проявили личную инициативу. Тогда увольнение можно оформить по собственному желанию или же по соглашению сторон.
Алгоритм действий работодателя в случае прекращения предпринимательской деятельности
Увольнение в этих обстоятельствах является частью процесса по прекращению деятельности ИП. Если сравнивать его с ликвидацией компании, то он происходит гораздо быстрее по времени. По факту предприниматель может уложиться в неделю, предварительно направив заявление в ИФНС и погасить долги по взносам, налоговым платежам и отчетности.
Ввиду того, что прекращение предпринимательской деятельности в сравнении с юридическими лицами происходит гораздо быстрее и проще, то касаемо процедуры увольнения существуют тоже некоторые послабления:
- Извещать за 2 месяца персонально каждого сотрудника не требуется.
- На ИП не лежит обязанность по выплатам выходных пособий и прочих компенсационных выплат.
- Помимо прочего, предприниматель может прекратить договор с сотрудником согласно основаниям, которые установлены индивидуально в договоре.
- Предпринимателям не стоит забывать о соблюдении норм ТК РФ, однако сроки уведомлений об увольнении и суммы причитающихся выплат устанавливаются по усмотрению предпринимателя.
Одновременно с вышеперечисленным, увольнение сотрудников, трудящихся у ИП должно происходить в соответствии с общим порядком по ст. 84.1 ТК РФ, то есть:
- на каждого увольняемого издается отдельный Приказ;
- сотрудник ознакамливается с документом и проставляет свою подпись;
- трудовая книжка, как и другие запрошенные увольняемым документы выдаются в день расторжения договора;
- финансовый расчет как обязательство предпринимателя перед сотрудником должен производиться в день увольнения.
Как происходит увольнение сотрудников?
Чаще всего процедура выглядит таким образом:
1) После того как ИП принял решение о прекращении своей деятельности он определяет следующие моменты:
- срок отправки уведомления в ИФНС;
- предполагаемая дата увольнения сотрудников (здесь учитывается несколько нюансов: об уведомлении ЦЗН было сказано ранее, но помимо прочего, планируемая дата должна укладываться в промежуток между принятием такого решения и решением об исключении сведений по ИП из ЕГРИП).
Вам также будет интересно:
— Записка-расчёт при увольнении по форме Т-61
— Образец доп соглашения о переводе на дистанционную работу в 2024 году
2) Происходит изучение трудовых договоров с сотрудниками, на основании чего определяется:
- требуется ли уведомить сотрудника об увольнении?
- кого именно следует уведомить о предстоящей процедуре?
- в каком порядке должно осуществляться извещение работников?
- лица, которым положены компенсации и выходное пособие?
- размер таких выплат и порядок осуществления расчетов?
3) На каждого сотрудника издается индивидуальный Приказ, с которым увольняемый ознакамливается и ставит подпись.
4) За 14 дней до предполагаемой даты увольнения в ЦЗН направляется сообщение.
5) При наличии определенных условий в трудовых договорах, заключенных ранее, ИП персонально извещает сотрудников о расторжении договора в установленный срок.
6) В последний трудовой день каждому сотруднику выдается расчет и документы (трудовая книжка, 2-НДФЛ, СЗВ-М и справка по заработной плате за предыдущие 2 года и последние 3 месяца перед расторжением договора).
Заключение
Важно помнить, что предприниматель вправе уволить сотрудника, пожелавшего уйти по собственной инициативе или в случае, если стороны договорились об увольнении обоюдно. При увольнении всех сотрудников таким способом, уведомление ЦЗН не требуется. Единственный нюанс состоит в том, чтобы соблюсти все формальности, касающиеся оформления и выдачи увольняемым документов, а также выплат расчетов и дополнительных компенсаций.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10