О порядке разрешения коллективных трудовых споров

Трудовые споры Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 5 мин.

Разрешение коллективных трудовых споров (КТС) – это законодательно регламентированная процедура, основные этапы которой прописаны в главе 61 ТК РФ. В этой статье кратко расскажем об обязательных стадиях урегулирования конфликта, а также поднимем другие вопросы, связанные с особенностями устранений разногласий между работодателем и работниками.

Что такое коллективные трудовые споры?

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 398 ТК РФ. Под коллективным трудовым спором законодатель подразумевает наличие определенных разногласий между работодателем с одной стороны и работниками с другой стороны.

Расхождение позиций может быть обусловлено:

Если в организации возник КТС, каждая из сторон конфликта должна действовать в определенном порядке и в соответствии с действующим трудовым законодательством. Любые действия, не предусмотренные ТК РФ, могут быть расценены как нарушение условий трудового договора, нарушение трудовой дисциплины либо игнорирование правил внутреннего трудового распорядка. А подобное поведение является основанием для привлечения нарушителя к ответственности.

Для разрешения проблемных вопросов используется схема, которая включает несколько самостоятельных этапов.

Стадии урегулирования КТС

Стадии урегулирования КТСФактически последовательность урегулирования конфликта между нанимателем и нанятыми лицами прописана в главе 61 ТК РФ. В ст. 401 ТК РФ указано, что рассмотрение КТС состоит из таких этапов – рассмотрение вопроса примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника и рассмотрение спора трудовым арбитражем. Однако рассмотрению претензий работников в любом случае предшествует стадия формирования списка этих требований и предъявления их работодателю. Поэтому полная процедура урегулирования спорной ситуации включает несколько дополнительных шагов, и в конечном итоге выглядит так:

  1. Работники предъявляют работодателю свои требования.
  2. Рассмотрение выдвинутых требований работодателем. Подготовка ответа. Если требования удовлетворены, конфликт считается разрешенным. Если требования отклонены полностью или частично, нужно переходить к следующей стадии.
  3. Спор передается на рассмотрение в примирительную комиссию.
  4. Если согласия не достигнуто, организуются переговоры с участием посредника.
  5. При отсутствии положительного результата по итогам переговоров с участием посредника, спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
  6. Забастовка.

Далее рассмотрим каждую из перечисленных стадий урегулирования конфликта более детально.

Выдвижение требований

Для того, чтобы предъявить претензии работодателю, работники должны четко определиться со списком своих требований. От имени трудового коллектива также уполномочены действовать представители работников, например, профессиональные союзы, профессиональные организации и другие.

Перечень требований должен быть утвержден на собрании или конференции работников и оформлен письменно. Далее документ направляется работодателю непосредственно либо через территориальное управление Роструда.

Что касается самой процедуры утверждения требований, то здесь нужно учитывать следующее:

  • собрание будет считаться правомочным при условии присутствия на нем не менее половины от общего числа работников, конференция – при условии присутствия не менее 2/3 от общего количества делегатов;
  • для того чтобы решение считалось принятым, за него должны проголосовать не менее половины от общего числа присутствующих;
  • предоставление помещения для проведения сборов – это не право, а обязанность работодателя.

Рассмотрение выдвинутых требований

Рассмотрение выдвинутых требованийИтак, письменные претензии подчиненных направлены работодателю. В течение двух рабочих дней со дня получения документа последний обязан рассмотреть вопрос, подготовить ответ и сообщить о принятом решении в профсоюз.

Если требования направлялись представителю работодателя или в объединение работодателей, ответ в профсоюз должен быть направлен в течение 3 недель с даты получения претензий работников.

Если требования удовлетворены в полном объеме, конфликт считается исчерпанным.

В случае если стороны, вообще, не пришли к согласию либо урегулировали только часть проблемных вопросов, можно говорить о возникновении коллективного трудового спора.

Рассмотрение примирительной комиссией

На данном этапе создается временный орган по рассмотрению КТС – примирительная комиссия. Каждая из сторон конфликта назначает равное число членов комиссии. Уклонение от участия в создании органа не допускается.

Создание временного органа оформляется приказом руководителя и решением представителя работников.

Вопрос должен быть рассмотрен комиссией в течение 3 рабочих дней (на локальном уровне соцпартнерства) или 5 рабочих дней (на других уровнях соцпартнерства). Срок отсчитывается с момента издания акта о создании комиссии.

Итоговое решение оформляется соответствующим протоколом. Последний имеет обязательную силу для всех участников конфликта.

Переговоры с участием посредника

Если спор не урегулирован примирительной комиссией, нужно переходить к следующему этапу – переговоры с участием посредника.

Нужно учитывать, что в отличие от предыдущей эта стадия не обязательна, ее можно пропустить и сразу же перейти к следующему шагу – рассмотрению вопроса трудовым арбитражем.

Отказ от процедуры переговоров с участием посредника оформляется протоколом. Если стороны согласны пройти данную стадию, они заключают соответствующее соглашение. Далее необходимо провести утверждение кандидатуры посредника. Срок для этого – два рабочих дня с момента заключения соглашения. Кстати, кандидатуру может порекомендовать и Роструд. В любом случае сторонам следует согласовать, кто выступит в роли посредника. Если последнего не выберут, придется переходить к следующему этапу – трудовому арбитражу.

Посредник рассматривает спор в порядке, предусмотренном соглашением, которое было заключено между сторонами. Срок для рассмотрения составляет 3 рабочих дня (на локальном уровне соцпартнерства) или 5 рабочих дней (на других уровнях соцпартнерства).

Рассмотрение спора за участием посредника может закончиться:

  1. разрешением конфликта;
  2. составлением протокола разногласий и переходом к следующей стадии.

Трудовой арбитраж

Временный трудовой арбитраж – это специальный орган, который создается для рассмотрения КТС. В процедуре формирования этого органа участвуют стороны конфликта, а также Роструд и орган исполнительной власти субъекта РФ.

Однако сначала стороны спора должны организовать переговоры относительно рассмотрения конфликтной ситуации в трудовой арбитраж. Если оба участника процесса согласны на передачу дела, то заключается соответствующее соглашение. Этот документ обязательно включает пункт, согласно которому решение арбитража является обязательным для исполнения каждым из подписантов.

Трудовой арбитраж должен быть сформирован в течение 2 рабочих дней (на локальном уровне соцпартнерства) или в течение 4 рабочих дней (на всех других уровнях соцпартнерства).

В срок до 3 рабочих дней (на локальном уровне соцпартнерства) или 5 рабочих дней (на иных уровнях соцпартнерства) после создания органа осуществляется рассмотрение спора. В ходе этой процедуры изучаются обращения сторон, запрашивается необходимая документация, информируются соответствующие госорганы и принимается решение по существу вопроса.

Итоговое решение направляется сторонам в письменном виде.

Кроме этого, нужно учитывать, что существуют случаи, когда работники не вправе организовывать забастовку, даже если все примирительные процедуры были пройдены согласно предписаниям действующего законодательства.

Например, запрещено бастовать в период военного или чрезвычайного положения. Также нет права на забастовку у лиц, которые заняты в сфере обеспечения государственной безопасности или на станциях скорой медпомощи. Если по закону забастовка не допускается, то рассмотрение КТС трудовым арбитражем является обязательным. Это правило действует даже в том случае, если стороны не заключили соответствующее соглашение – в такой ситуации процедурные вопросы будут решены Рострудом.

Забастовка

Право на забастовку гарантировано ст. 37 Конституции РФ. Если примирительные процедуры оказались безрезультатными, то работники вправе приостановить выполнение своих должностных обязанностей.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием или конференцией работников. Для принятия необходимо не менее половины голосов от общего числа присутствующих. При этом собрание считается правомочным, если на нем присутствует более чем половина от общего числа работников, конференция – если на ней присутствует более двух третьих делегатов.

Работодателя о предстоящей забастовке уведомляют письменно за 5 дней до начала мероприятия.

Сложившаяся судебная практика демонстрирует, что КТС также может быть разрешен в суде. Подобные споры рассматриваются районными судами в порядке искового производства (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, ст. 24 ГПК РФ). Однако для того чтобы заявления были приняты судебной инстанцией, дело сначала должно пройти этап с примирительной комиссией, поскольку эта стадия по закону является обязательной.

Образцы документов

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Громыш Наталья Зиновьевна

Юридическое образование по гражданскому, трудовому, семейному праву позволяет освещать автору ежедневные, наболевшие вопросы людей: «Что делать…», «Можно ли…», «Что будет…», «Как сделать…». Ответы на эти и другие вопросы помогают читателям разобраться в ситуациях с юридической точки зрения, решить проблемы и остаться удовлетворенными от полученных знаний и рекомендаций. Окончила государственное высшее учебное заведение «Прикарпатьский национальный университет имени Василия Стефаника», специальность «Правоведение».

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *