Один человек одновременно может работать на нескольких работах (и даже у разных работодателей) – законодательством это не запрещено. Однако при этом у многих работников (а иногда и у специалистов кадровых служб) возникает вполне резонный вопрос – можно ли иметь две трудовые книжки одновременно, или это нарушает закон?
Трудовая книжка: кто и как должен ее вести?
В трудовой книжке указывается тип занятости работника – по основному месту работы или по совместительству. Работать на двух работах официально в России человек может – а вот трудовая при этом у него должна быть одна. Наличие у работника двух трудовых одновременно недопустимо – соответствующие разъяснения приведены на сайте Роструда.
Причины, по которым у работника может появиться дополнительная трудовая, бывают разными:
- утеря трудовой книжки с последующим обнаружением;
- целенаправленное заведение дополнительной трудовой, например, в связи с необходимостью скрыть внесенные в нее неприятные записи (к примеру, если ранее работник был уволен за прогулы или за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде);
- желание одновременно работать в двух организациях как основной работник, а не как совместитель.
При этом поддельным документом вторая трудовая считаться не может – в ней нет фиктивных данных или фальшивых подписей: все записи и печати являются подлинными.
Наличие второй трудовой книжки никаких преференций работнику не предоставляет – дополнительный документ не влияет ни на размер его будущей пенсии, ни на продолжительность стажа, предоставляющего право на получение каких-либо пособий и выплат (в том числе и пенсии по старости).
Можно ли иметь две электронные трудовые книжки одновременно?
Создание двух электронных книжек невозможно технически – сведения привязаны к определенному работнику (в качестве идентификатора используется его уникальный СНИЛС), поэтому появление в системе дубликата невозможно.
Более того, ведение персонифицированного электронного учета позволяет выявить наличие «двойников» даже в том случае, если работник на электронную книжку не переходил. Каждый работодатель передает в ПФР отчетность по форме СЗВ-ТД – получив документы, сотрудники Пенсионного фонда увидят, что у одного и того же работника есть два рабочих места, каждое из которых является основным.
Ответственность работника и работодателя за ведение двух трудовых книжек одновременно
Законодательством не предусмотрена ответственность за ведение двух трудовых книжек одновременно – причем ни для работника, ни для работодателя.
Работодатель, в отличие от работника, может вообще не знать о том, что трудоустроенный у него человек работает где-то еще: такое возможно, если у сотрудника ненормированный рабочий день или установлен гибкий график, предполагающий выполнение определенного объема работ, а не нахождение на рабочем месте в течение установленного времени. При этом законодательных требований, обязывающих работодателя проверять наличие у работника дополнительных рабочих мест, не существует – поэтому и закон в подобной ситуации он не нарушает.
Более того, в этом случае не возникает и оснований для увольнения работника – даже после того, как работодатель узнает о наличии у работника еще одной работы.
Вам также будет интересно:
— Восстановление трудовой книжки
— Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
Оказалось, что у работника две трудовых книжки: что делать?
Итак, быть официально трудоустроенным и работать на двух работах одновременно работник может – но даже в такой ситуации трудовая книжка должна быть одна. Возникает вопрос – что же делать работодателю, который узнал о том, что у работника есть еще одна работа, а на ней – еще одна трудовая?
В этом случае потребуется:
- Из двух трудовых книжек оставить только одну. Какую именно – неважно, но можно предположить, что целесообразно оставлять ту книжку, которая ведется дольше и в которую было внесено больше записей, чем во вторую.
- На одном из рабочих мест оформить работника в качестве внешнего совместителя. Какое из рабочих мест будет основным, а какое – по совместительству, работник может решить самостоятельно, согласовав свое решение с работодателем. Соответствующая запись должна быть внесена работодателем в выбранную трудовую – только после этого «двойная» занятость работника будет оформлена в соответствии со всеми законодательными требованиями.
Что будет, если работник с двумя трудовыми книжками воспользуется налоговыми льготами на обеих работах одновременно?
Вам также будет интересно:
— Ответственность за невнесение записи в трудовую книжку
— Как проверить наличие электронной трудовой книжки у работника
В определенных жизненных ситуациях (например, при наличии несовершеннолетнего ребенка) работник получает право на налоговый вычет – оформив необходимые документы, он может уменьшить размер НДФЛ, удерживаемого работодателем.
Воспользоваться такой льготой можно только по одному месту работы – если работник заявит о своем праве на двух работах одновременно, один из работодателей сможет удержать излишне выплаченные средства сразу же после того, как узнает, что работник уже использовал свое право на вычет у другого работодателя.
Две трудовые книжки и начисление пенсии: возможные проблемы
Зачастую трудовая книжка является единственным источником информации о стаже работника (в частности, за тот период, в течение которого персонифицированный учет в электронном виде не велся). В этом случае работнику придется самостоятельно выбирать книжку, записи в которой будут более выгодными для него с точки зрения начисления пенсии – обычно учитывают те периоды, в которых зарплата (а, значит, и пенсионные отчисления за работника) была выше. Учесть «параллельный» стаж (т.е. стаж, который шел в одно и то же время, но по разным трудовым) нельзя – нужно выбрать что-то одно.
Итоги
Итак, две трудовые книжки одновременно иметь нельзя – это противоречит нормам действующего трудового законодательства. При этом наличие (и использование) двух трудовых одновременно не является основанием для привлечения к ответственности ни работника (который знал о том, что в разных местах он работает по разным трудовым), ни работодателя (который мог и не знать о том, что у работника есть еще одна трудовая). Оформить две электронные трудовые книжки невозможно с технической точки зрения – сведения, подаваемые разными работодателями, будут аккумулироваться Пенсионным фондом на одном и том же лицевом счете работника.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10