Бухгалтерский учет должны вести все предприятия без исключения – в зависимости от масштабов фирмы, а также от ее организационно-правовой формы отличаются лишь порядок и правила его ведения, а также шаблоны составляемых отчетных документов. Приказ о бухучете в организации издается в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.11 402-ФЗ в последней редакции. О том, как подготовить документ, и какой приказ понадобится, если функции главного бухгалтера в организации исполняет директор, расскажем в статье.
Кто должен вести бухучет на предприятии?
Можно передать бухгалтерию на аутсорсинг – заключить договор бухгалтерского обслуживания со сторонней специализированной фирмой.
В отдельных случаях директор может вести учет сам – законом это не запрещено. Обычно обязательства по ведению бухучета возлагаются на директоров малых и средних предприятий при небольшом объеме денежных поступлений/списаний и несложном документообороте.
Директор не может самостоятельно вести бухгалтерию в организациях следующего вида (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 402, ч. 5 ст. 6 ФЗ № 402):
- предприятия, отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
- кооперативы (жилищные и жилищно-строительные);
- организации, работающие в бюджетной сфере;
- коллегии адвокатов и адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- микрофинансовые организации;
- кредитные потребительские кооперативы;
- политические партии.
Вам также будет интересно:
— Договор материальной ответственности кладовщика: образец
— Положение о проведении инвентаризации на предприятии
Как возложить обязанности по ведению учета на ответственное лицо?
Обязанности по ведению учета у ответственного лица возникают на основании приказа о бухгалтерском учете от 06.12.11 402-ФЗ. Форма документа законодателем не регламентирована – предприятие вправе разработать ее самостоятельно. Приказ составляется в письменном виде – все ответственные лица должны ознакомиться с ним под роспись.
В документе нужно указать:
- наименование организации;
- наименование и номер документа;
- дату и место составления;
- текст приказа, в соответствии с которым обязанности по ведению учета возлагаются на определенное лицо;
- ФИО руководителя и его подпись.
Как возложить обязанности главбуха на директора: образец приказа
Чтобы возложить полномочия главбуха на директора предприятия, потребуется издать соответствующий приказ (см. Письмо Минфина о бухгалтерском учете от 27.08.2014 № 03-07-09/42854). После этого он сможет самостоятельно подписывать все бухгалтерские документы: и как директор, и как главный бухгалтер.
На нашем сайте вы можете скачать образец приказа, чтобы с изменениями использовать его в своей работе – предлагаемый документ можно переработать с учетом правил документооборота, действующих на предприятии.
Дополнительные приказы о бухучете
Помимо основного приказа, который определяет перечень лиц, ответственных за ведение учета на предприятии, руководитель может издать дополнительные приказы, устанавливающие порядок документального оформления фактов хозяйственной жизни предприятия. В работе могут использоваться приказы о:
- учетной политике;
- формах первичных учетных документов;
- документообороте;
- подотчетных лицах;
- лимите остатка денежных средств в кассе;
- праве подписи первичных документов и другие.
Вам также будет интересно:
— Положение о премировании работников: образец
— Положение о депремировании работников: образец
Рассмотрим подробнее содержание каждого из этих приказов.
Об учетной политике
В приказе об утверждении учетной политики нужно указать дату, с которой политика вступает в силу, а также дать ссылку на сам документ, с которым может ознакомиться любое заинтересованное лицо. Обычно учетная политика является неотъемлемой частью приказа и выступает в качестве приложения к нему.
О формах первичных учетных документов
В любой организации есть внутренние документы, на основании которых ведется учет: накладные, акты приема-передачи и акты о списании, инвентаризационные карточки, бухгалтерские справки и прочее. Форму бланков, используемых при составлении таких документов, предприятие может разработать самостоятельно, а может воспользоваться унифицированными формами, утвержденным законодателем. Из этого правила есть только одно исключение – нельзя изменять утвержденные формы кассовых документов: расчетно-платежных ведомостей, кассовых книг, приходных и расходных ордеров.
Чтобы утвердить форму документа, отличную от формы, предлагаемой законодателем, нужно издать соответствующий приказ. В нем должен быть указан перечень подлежащих использованию форм, сами формы, а также дата, с которой приказ вступает в силу.
О документообороте
График документооборота в компании может быть составлен для отдельного подразделения или для определенного вида документа. График определяет путь следования документа с момента его создания до дня сдачи в архив. Еще график определяет сроки, с соблюдением которых каждый работник должен передавать документ на следующий уровень.
Приказ о документообороте устанавливает такой график, а также определяет перечень работников, ответственных за осуществление документооборота на всех стадиях работы с документами.
О подотчетных лицах
Подотчетными лицами могут быть:
- сотрудники организации (в том числе и руководство), даже в том случае, если у них есть задолженность по средствам, ранее полученным под отчет;
- физические лица, с которыми у организации заключен договор гражданско-правового характера: например, подрядчики, у которых в ходе ремонта возникла необходимость в покупке запчастей или стройматериалов.
Деньги под отчет можно выдать на основании одного из двух документов:
- личного заявления работника;
- приказа о выдаче денег под отчет.
Работодатель может установить, что для выдачи денег необходимо оформить оба документа.
Вам также будет интересно:
— Трудовой договор с бухгалтером – скачать образец
— Должностная инструкция бухгалтера: образец
В приказе о выдаче денег под отчет необходимо указать:
- ФИО сотрудника, который получит деньги;
- сумму средств, выдаваемых работнику;
- их целевое назначение;
- срок, на который выдаются деньги.
В случае, если деньги перечисляются на карту, в приказе стоит указать реквизиты счета, на который будет осуществлен перевод.
О лимите остатка денежных средств в кассе
Все организации, работающие с наличностью, обязаны устанавливать лимит остатка денежных средств, одновременно находящихся в кассе в конце рабочего дня. Размер лимита каждая организация рассчитывает самостоятельно, ориентируясь на свою потребность в наличных деньгах, ежедневный размер выручки, а также периодичность проведения инкассаций. | За неисполнение требований приказа о соблюдении установленного лимита на нарушителя может быть наложен административный штраф. Причем оштрафуют не кассира, на которого приказ возлагает обязательства о соблюдении лимита, а руководство – главного бухгалтера как должностное лицо, а также саму организацию, как юридическое лицо. |
Кассир может быть привлечен к дисциплинарной ответственности руководством – наказание оформляется отдельным внутренним приказом по предприятию. Например, ему могут вынести замечание или уменьшить размер начисляемой премии.
О праве подписи первичных учетных документов
Руководитель и главный бухгалтер могут делегировать полномочия по подписанию отдельных видов учетных документов третьим лицам – к примеру, рядовым сотрудникам бухгалтерии.
Такая необходимость возникает, если нужно ежедневно оформлять большое количество однотипных документов – например, накладных на реализацию продукции. В этом случае документ может подписать обычный бухгалтер, причем он будет иметь такую же юридическую силу, как и документ, подписанный руководителем и/или главбухом.
Выводы
Итак, приказом о бухучете руководитель предприятия определяет лицо, ответственное за ведение учета и составление отчетности. Если компания небольшая, обязанности главбуха/рядового бухгалтера может выполнять сам руководитель – для этого составляется отдельный соответствующий приказ.
Помимо основного приказа о бухучете составляются дополнительные приказы, которые регламентируют порядок ведения учета и осуществления отдельных действий, связанных с фиксацией фактов хозяйственной деятельности предприятия.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12