Положение о проведении инвентаризации на предприятии

Трудовые отношения Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 5 мин.

Положение об инвентаризации определяет перечень правил, согласно которым в компании проводится проверка наличия и состояния имущества компании. Другими словами, в этом документе указывается, каким именно образом зафиксированные в бухгалтерских регистрах данные сверяются с фактическими показателями.

Что такое инвентаризация?

Активы и обязательства компании подлежат инвентаризации. Это правило прописано в ч. 1 ст. 11 ФЗ №402.

Инвентаризация – это мероприятие, по результатам проведения которого выявляется, есть ли в наличии соответствующие объекты, указанные в данных регистров бухучета организации.

Подобный вид контроля осуществляется строго по правилам, которые зафиксированы действующим законодательством. Необходимость законодательного регулирования объясняется тем, что лишь результаты инвентаризации должным образом подтверждают сам факт существования, а также состояние имущества и обязательств компании.

Обязательно ли разрабатывать отдельное положение

Положение о порядке проведения инвентаризации на предприятии – это необязательный документ. Обычно работодатели просто выделяют соответствующий раздел в Учетной политике организации.

Однако в некоторых ситуациях компании все же предпочитают утвердить отдельный внутренний акт. При этом законодатель дает возможность выбрать наиболее подходящий вариант – составить одно общее положение относительно всех учетных объектов либо разработать ряд актов по каждому виду инвентаризации (например, Положение об инвентаризации основных средств, Положение об инвентаризации нематериальных активов и тому подобное).

В любом случае при утверждении внутренних правил проведения инвентаризации следует учитывать ряд нормативных документов, регламентирующих данную процедуру на государственном уровне.

В частности, речь идет о:

Структура положения

Структура положения об инвентаризацииРаботодатель вправе самостоятельно утвердить структуру локального акта об инвентаризации. Какого-то универсального образца нет, но обычно данный документ состоит из 4 или 5 разделов, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на несколько подразделов.

Вот пример структуры типичного положения:

  1. Общие положения.
  2. Порядок проведения инвентаризации.
  3. Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества (этот раздел можно разбить на несколько подразделов, регулирующих специфику инвентаризации каждому из учетных видов имущества).
  4. Оформление результатов.

Различные бланки документов, применяемых при проведении инвентаризации, можно утвердить в качестве приложений к положению.

Содержание положения

Содержание внутреннего акта, как и его структура, утверждается работодателем. Однако при разработке документа последний обязан учитывать предписания действующего законодательства.

Как правило, в положении, которое регламентирует порядок проведения проверки наличия и состояния имущества, отображаются следующие позиции:

  • основные принципы и правила проведения инвентаризации в компании;
  • периодичность проверок и случаи, когда допускается внеплановый контроль;
  • список материальных ценностей, подлежащих учету;
  • особенности инвентаризации отдельных видов имущества;
  • положение о комиссии по инвентаризации (порядок формирования, состав, требования к члену комиссии);
  • специфика оформления результатов по итогам проведения мероприятия.

Конечно, в акт могут быть включены и другие блоки, если это требуется в связи с производственной необходимостью.

Далее более подробно рассмотрим содержание положения об инвентаризации в разрезе его основных разделов.

Общие положения

Общие положения об инвентаризацииВ этом разделе укажите, что настоящий акт устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в конкретной организации.

Пропишите, что распоряжением о проведении данного мероприятия является соответствующий приказ руководителя. При подготовке приказа используется унифицированная форма ИНВ-22.

В «Общих положениях» можно конкретизировать, что относится к имуществу (ОС, финансовые вложения, готовая продукция) и финансовым обязательствам (займы, резервы, кредиторская задолженность).

В этом блоке также обычно указывают периодичность проведения переучета. Однако нужно учитывать, что законодатель определил перечень случаев, когда инвентаризация проводится обязательно, а именно:

  • если имущество передается в аренду, выкупается, продается;
  • если государственное или муниципальное унитарное предприятие меняет организационно-правовую форму;
  • перед составлением годовой бухотчетности;
  • если происходит смена матответственных лиц;
  • если ценности были украдены либо испорчены;
  • в случае чрезвычайного происшествия;
  • если компания проводит реорганизацию, ликвидацию;
  • в других ситуациях, когда это прямо предусмотрено законом.

Общие правила проведения инвентаризации

Общие правила проведения инвентаризацииВ этом разделе пропишите, что перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается руководителем в приказе о проведении инвентаризации.

Также укажите порядок формирования, состав инвентаризационной комиссии.

Кроме этого, в данном блоке можно детализировать порядок подготовки к проведению инвентаризации. Например, установить правило, согласно которому перед осуществлением проверки комиссия должна получить последние приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Далее нужно зафиксировать, что фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, перемеривания. Администрация должна создать надлежащие условия для проведения полной и точной проверки.

Укажите, что проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии матответственных лиц.

Также в этом разделе следует конкретизировать механизм заполнения инвентаризационных описей.

Пропишите особенности проведения проверок, которые длятся более одного дня. Например, укажите, что после ухода комиссии помещения, где хранятся ценности, должны быть опечатаны.

Наконец, зафиксируйте, как будут отражаться на счетах бухучета излишки и недостачи или порча имущества.

Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества

Этот раздел можно разделить на несколько подразделов в соответствии с конкретными видами имущества – основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, товарно-материальные ценности, незавершенное производство и расходы будущих периодов, денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности, расчеты.

В каждом подразделе необходимо предусмотреть, что именно должна проверить комиссия при проведении инвентаризации того или иного вида имущества.

Оформление результатов инвентаризации

Оформление результатов инвентаризацииВ ходе проведения инвентаризации осуществляется сравнение и сопоставление фактических объемов ценностей с показателями, зафиксированными в первичных документах. Результаты подобного контроля должны быть надлежащим образом оформлены путем составления соответствующих ведомостей (форма № ИНВ-26)

Укажите, что в случае выявления отклонений фактического наличия имущества от учетных данных составляются сличительные ведомости (формы № ИНВ-18, № ИНВ-19).

После завершения инвентаризации комиссия проводит заседание, в процессе которого определяются основные результаты и выявленные расхождения. Также устанавливается причина несоответствий и предлагаются способы их устранений. По итогам заседания составляется протокол. Утвержденного образца для этого документа нет, поэтому главное требование – корректное отображение информации и соблюдение принципов составления деловой документации.

Введение положения в действие

Положение об инвентаризации, как и другие локальные акты компании, утверждается руководителем. Последний может издать специальный приказ об утверждении положения об инвентаризации. Альтернативный вариант – проставление утвердительного грифа непосредственно на самом документе.

После утверждения работодатель обязан ознакомить с положением работников. Ознакомление осуществляется под роспись и с указанием даты, когда содержимое документа было представлено сотруднику для изучения.

Особенности проведения инвентаризации в некоторых организациях

Инвентаризация в бюджетном учреждении также может быть плановая или внеплановая. При осуществлении проверки обязательно учитываются действующие нормативные акты, регулирующие порядок формирования бухгалтерских отчетностей в государственных и муниципальных организациях. Например, приказ Минфина РФ №33н от 25.03.2011.

Инвентаризация на малом предприятии проводится по стандартным правилам. Распространено мнение о том, что для подобных организаций такая форма контроля необязательна. На самом деле, это заблуждение. И хотя законодатель не устанавливает прямой ответственности именно за непроведение инвентаризации, однако отсутствие первичных документов об этом мероприятии все же подпадает под состав налогового нарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ.

Образцы документов

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 4.8 / 5. Всего голосов: 16

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Громыш Наталья Зиновьевна

Юридическое образование по гражданскому, трудовому, семейному праву позволяет освещать автору ежедневные, наболевшие вопросы людей: «Что делать…», «Можно ли…», «Что будет…», «Как сделать…». Ответы на эти и другие вопросы помогают читателям разобраться в ситуациях с юридической точки зрения, решить проблемы и остаться удовлетворенными от полученных знаний и рекомендаций. Окончила государственное высшее учебное заведение «Прикарпатьский национальный университет имени Василия Стефаника», специальность «Правоведение».

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

2 коммент. по статье “Положение о проведении инвентаризации на предприятии

  1. Добрый день. У меня простой вопрос. Какие требования предъявляют к председателю инвентаризационной комиссии? А еще точнее — можно ли быть одновременно председателем комиссии по учету и выбытию НФА и председателем инвентаризационной комиссии ?

    1. Состав комиссии по инвентаризации руководство предприятия определяет самостоятельно – в нее могут входить любые сотрудники, компетенции которых позволяют принимать участие в проведении инвентаризаций.

      Единственная категория работников, которые не могут быть включены в состав комиссии – лица с материальной ответственностью, на которых возложена обязанность по сохранению переданного им имущества. И даже в этом случае прямого запрета нет – подобный подход обусловлен скорее логикой и здравым смыслом, чем законодательной нормой.

      Если председатель комиссии по учету и выбытию НФА лицом, на которое возложена материальная ответственность, не является, никаких препятствий к тому, чтобы сделать его председателем инвентаризационной комиссии, не возникает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *