Положение о порядке дистанционного обучения: образец

Трудовые отношения Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 4 мин.

25 декабря 2021 г. стало известно о том, что Советом Федерации РФ были поддержаны поправки в закон «Об образовании». До этого, 15 декабря 2021 г. законопроект был отклонен Советом Федерации РФ по причине технической ошибки, которая была допущена во 2 чтении. По итогам данных обстоятельств была создана согласительная комиссия, в результате чего, документ все же был одобрен. Таким образом, учебные учреждения, которые реализуют образовательные программы, применяя дистанционные и электронные технологии обучения, должны создавать все необходимые условия для успешной работы электронной информационно-образовательной среды. Теперь для всех учебных учреждений будут зафиксированы определенные условия или ситуации, при возникновении которых образовательный процесс может переходить на дистанционный формат. Вводя «дистант», образовательное учреждение должно принять соответствующее положение о порядке дистанционного обучения. В сегодняшней статье речь пойдет об изменениях в законодательстве, которые коснуться образования в 2022 году, а также о правилах документального оформления дистанционного обучения.

Образцы документов

История законопроекта «Об образовании»

Сам Федеральный закон № 273-ФЗ вступил в силу еще в 2012 году. Однако острая необходимость внесения в него существенных изменений возникла в 2021 году, когда весь мир столкнулся с пандемией коронавируса. Так как процесс обучения не может быть прерван или приостановлен на неопределенное количество времени, его пришлось перевести в онлайн-формат, которому, к слову сказать, несмотря на все недостатки и немалое количество критики, так и не нашлось альтернативы.

Позиция авторов законопроекта

Во-первых, авторы данной законотворческой инициативы убеждены в том, что если бы не введение дистанционного обучения, то количество заболевших COVID-19 среди учащихся, педагогов и преподавателей было бы гораздо выше. По словам Лилии Гумеровой (главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре) в ходе вынужденного перехода на «дистант» у всех участников образовательного процесса возникло множество вопросов относительно применения и реализации дистанционного обучения, ведь те положения Минпросвещения, которые действовали на тот момент, носили лишь рекомендательный характер. Теперь же предлагается разделить полномочия по координации и контролю за реализацией дистанционных технологий между Минпросвещением и Минобрнауки.

Во-вторых, авторы законопроекта утверждают, что введение дистанционного формата оправдано лишь в форс-мажорных обстоятельствах или иных чрезвычайных ситуациях, которой, к примеру, стала пандемия COVID-19.

В-третьих, вносимые в ст. 16 ФЗ № 273 поправки, требуют корректировки отдельных НПА. В них будет содержаться следующее:

  1. Обязанности педагогов и преподавателей, которые возлагаются на них в условиях дистанционного обучения.
  2. Перечень предметов, преподавание которых необходимо в формате «дистанта».
  3. Нормативы, касающиеся продолжительности учебных занятий.
  4. Требования к домашним заданиям.
  5. Правила проведения и критерии оценки итоговой аттестации и другое.

Все эти сведения также должны быть отражены в соответствующем документе, издаваемом образовательным учреждением. В первую очередь, это положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, о котором мы поговорим далее.

Заменит ли дистанционное обучение традиционную форму?

Еще с момента введения «дистанта» в 2021 среди всех участников учебного процесса высказывались опасения о замене «живого» обучения онлайн-уроками. Как поясняют авторы законопроекта, все эти переживания абсолютно беспочвенны, и классическое обучение будет занимать главное место в образовательном процессе.

Что нового появилось в ФЗ «Об образовании»?

О каких изменениях и дополнениях в ст. 16 ФЗ № 273 стоит упомянуть:

  • Понятие электронного обучения (далее – ЭО). Под ним понимается то, что организация образовательной деятельности, при которой применяются и реализуются образовательные программы, происходит посредством использования технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, передающих информацию между педагогами и учащимися;
  • Понятие дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ). Это образовательные технологии, реализация которых происходит посредством применения информационно-телекоммуникационных сетей, в целях обеспечения взаимодействия между педагогами и учащимися, находящимися на расстоянии;
  • Все организации, которые занимаются осуществлением образовательной деятельности, смогут применять ЭО и ДОТ в целях реализации образовательных программ согласно порядку, утвержденному Правительством РФ (ФЗ № 232 и ФЗ № 144);
  • К 1 января 2023 г. будет определен список профессий и специальностей, которые нельзя будет получить в ВУЗе или колледже (техникуме), обучаясь по программам, где применяется только ДОТ или ЭО (будет дополнено в соответствии с ФЗ № 472);
  • Образовательная организация, использующая при реализации своих программ ЭО или ДОТ, должна обеспечивать защиту сведений, которые являются тайной (то есть охраняются законом или государством).

Особенности обучения с применением ДОТ должны быть закреплены официально в ЛНА образовательного учреждения. Что важно включить в этот документ:

  • Дать ссылки на нормы закона, в частности, на Приказы Минобрнауки и ст. 16 ФЗ № 273;
  • Сформулировать понятие ЭО и ДОТ согласно вносимым в законодательство «Об образовании» поправкам;
  • Закрепить тот факт, что образовательное учреждение имеет право на использование ДОТ и ЭО при любой форме общего образования. Либо можно указать на возможность использования ДОТ И ЭО при проведении практических, учебных или лабораторных занятий, при осуществлении промежуточной аттестации учащихся или в рамках текущего контроля знаний;
  • Указать, что в зависимости от специфики учебного материала и образовательных задач, образовательные программы могут быть реализованы в смешанном виде. Режим использования ДОТ И ЭО определяется учебным заведением самостоятельно;
  • Педагоги и преподаватели при необходимости вправе использовать в своей работе ДОТ и ЭО в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • Перечислить основные элементы системы ДОТ и ЭО, в частности:
    • вебинары и видеоконференции;
    • образовательные онлайн-платформы;
    • облачные сервисы;
    • электронные носители и электронные пособия, которые были специально разработаны в качестве приложения к учебникам;
    • цифровые образовательные ресурсы, к которым предоставляется индивидуальный для каждого учащегося доступ.
  • Указать, что используемые ДОТ и ЭО, включены в рабочие программы по тем или иным дисциплинам;
  • Перечислить, в каких формах может быть реализована учебная деятельность с применением ДОТ И ЭО:
    • научно-исследовательские и самостоятельные работы обучающихся;
    • лабораторные и практические занятия;
    • контрольные работы;
    • семинарские занятия;
    • консультации;
    • лекции.
  • Перечислить, в каких режимах может быть организовано сопровождение предметных дистанционных курсов, например:
    • offline-сопровождение (личная проверка контрольных и тестовых работ, промежуточная аттестация и любой другой текущий контроль);
    • обеспечение обучающихся методическими материалами;
    • online-консультирование;
    • online-тестирование.

Перевод на дистанционное обучение: стоит ли ожидать?

Что касается школьников, то нет никаких оснований для беспокойства относительно перевода на «дистант». Именно так комментируют ситуацию в Министерстве просвещения. По словам экспертов, цифровизация школьного образования помогает учителям в реализации своих проектов для обучающихся, что имеет положительный эффект. При этом для самих учащихся привычный формат обучения должен сохраняться, а дистанционное обучение следует вводить лишь при острой необходимости в условиях форс-мажора.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Пшеницына Оксана Валентиновна

Пишет статьи, в которых отвечает на важные и популярные вопросы наших читателей. Описывает примеры из судебной практики, раскрывает ответы на часто задаваемые вопросы в гражданско-правовой сфере, в трудовом праве. Компетенции автора позволяют писать статьи на легком и простом языке. Окончила Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), кафедра «Гражданское право и процесс», специальность «Юрист» Гражданско-правовой профиль.

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *