Порядок взаимодействия работника и работодателя могут регулировать не только трудовое законодательство и трудовой договор, но и другие документы, действующие внутри организации – например, коллективный договор или Положение о персонале организации. О последнем расскажем подробнее – из статьи вы узнаете, как составить такое Положение, какие сведения в него включить, и как разработать свой документ на основании представленного образца.
Что такое положение о персонале?
Трудовое законодательство не включает Положение о персонале в перечень документов, которые обязательно должны быть на предприятии. Решение о необходимости разработки и применения такого Положения принимает работодатель.
Правила составления Положения законом не определены, поэтому работодатель может разработать его самостоятельно, учитывая особенности бизнес-процессов, протекающих внутри компании. Этим Положение выгодно отличается от коллективного договора, правила разработки и заключения которого регламентированы нормами главы 7 Трудового кодекса РФ.
При этом важно помнить, что ни один локальный документ не может содержать нормы, ухудшающие права сотрудников, предоставленные им трудовым законодательством. Поэтому Положение о персонале может предусматривать дополнительные гарантии для работников (например, предоставление выходных к определенным праздникам – Новому году, 1 сентября и прочее, назначение дополнительных выплат к значимым событиям – например, к рождению ребенка), но не может вменять им дополнительные обязанности – например, сверхурочную работу без оплаты.
Помимо Положения о персонале работодатель может разработать дополнительные документы, регулирующие порядок решения отдельных вопросов, возникающих в ходе трудовых отношений. Например, на предприятии могут действовать отдельные Положения: об обучении персонала в организации, о персональных данных работников, о премировании работников и так далее.
Структура положения о персонале
Положение может включать в себя следующие основные разделы:
- Основные положения.
- Порядок заключения трудовых договоров.
- Права и обязанности работников.
- Права и обязанности работодателя.
- Социальные гарантии, предоставляемые работникам.
- Программа обучения и развития работников.
Порядок утверждения документа
Процедура разработки и утверждения Положения на предприятии может состоять из следующих основных этапов:
- Утверждение комиссии по разработке Положения. В ее состав могут входить руководители структурных подразделений предприятия, а также узкие специалисты: юристы, сотрудники отдела кадров и прочие. Руководителем комиссии может быть директор по персоналу, а при отсутствии на предприятии такой должности – начальник отдела кадров.
- Определение перечня лиц, на которых распространяется действие Положения. Субъектами трудовых отношений являются работники и работодатель – именно для них и создается Положение.
- Установление основных принципов и правил взаимоотношения работников и работодателя. При составлении Положения комиссии стоит опираться на следующие принципы: соблюдение норм действующего законодательства; равноправие сторон; недопущение дискриминации работника и принуждения его к труду.
Вам также будет интересно:
— Положение о ненормированном рабочем дне: образец
— Материальная ответственность работника перед работодателем
- Разработка документа: определение перечня разделов Положения и наполнение их информацией.
- Согласование и утверждение документа руководством. Подписать готовое Положение должны все члены комиссии, в том числе и ее руководитель. После согласования документа со всеми лицами, участвовавшими в его разработке, его нужно передать на утверждение руководителю. Если на предприятии есть профсоюзный орган, Положение о персонале нужно согласовать и с его представителем.
- Ознакомление работников компании с документом под расписку. Лист ознакомления может быть прикреплен к Положению, а может быть включен в состав документа как его неотъемлемая часть. Ознакомить новых работников с содержанием документа нужно при трудоустройстве – каждый принимаемый сотрудник должен расписаться в листе ознакомления.
Положение о персонале: пример документа
Чтобы понять, как должно выглядеть положение, и какие нормы стоит в него включить, ознакомьтесь с приведенным ниже образцом.
о персонале
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с положениями Устава ООО «Семерочка» (далее – Работодатель), а также с соблюдением действующего порядка разработки локальных нормативных актов.
1.2. Положение определяет порядок формирования Персонала организации, права и обязанности Персонала и Работодателя, устанавливает перечень социальных гарантий, предоставляемых Персоналу, определяет порядок повышения квалификации Персонала и устанавливает ответственность Персонала и Работодателя, возникающую в ходе реализации трудовых отношений.
1.3. Персонал предприятия – это совокупность работников, с которыми у Работодателя заключены трудовые договора. Не входят в состав Персонала работники, выполняющие работы/оказывающие услуги на основании договоров гражданско-правового характера или иных договоров, не имеющих статуса трудовых.
2. Прием Персонала
2.1. Прием Персонала осуществляется Работодателем путем заключения трудового договора в порядке, определенном действующим трудовым законодательством.
2.2. В целях оценки квалификации потенциального работника, Работодатель может запросить у него перечень сведений, описывающих имеющиеся у работника навыки и умения (в виде резюме). Каждый из потенциальных работников при приеме на работу проходит собеседование, а, при необходимости – дополнительное тестирование.
2.3. Прием работника на работу оформляется Приказом.
3. Права и обязанности Персонала
3.1. Работник обязан:
3.1.1. Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором и имеющейся у него должностной инструкцией.
3.1.2. Исполнять приказы вышестоящего руководства.
3.1.3. Бережно относиться к имуществу Работодателя.
3.1.4. Не разглашать коммерческую и иную конфиденциальную информацию, которую он получил в ходе выполнения своих трудовых обязанностей.
3.2. Работник вправе:
3.2.1. Обращаться к Работодателю с предложениями и пожеланиями по вопросам осуществления трудовой деятельности.
3.2.2. Запрашивать от сотрудников и руководителей других структурных подразделений информацию, необходимую для полноценного выполнения им своих должностных обязанностей.
3.2.3. Участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей (в том числе и вышестоящих).
4. Права и обязанности Работодателя
4.1. Работодатель обязан:
4.1.1. Соблюдать трудовое законодательство.
4.1.2. Обеспечивать социальное страхование Персонала предприятия.
4.1.3. Своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату Персоналу.
4.1.4. Создавать безопасные условия труда.
4.1.5. Предоставить Персоналу оборудованные рабочие места, а также все необходимые технические средства, оргтехнику и прочие принадлежности.
4.2. Работодатель вправе:
4.2.1. Требовать от Персонала добросовестного исполнения своих обязанностей и бережного отношения к предоставленным ему материальным ценностям.
4.2.2. Взыскивать ущерб, причиненный действиями конкретного работника.
5. Социальные гарантии
5.1. При условии наличия свободных денежных средств, Работодатель может предоставить работнику:
5.1.1. Дополнительный оплачиваемый отпуск.
5.1.2. Дополнительные премии к праздникам и юбилейным датам.
5.1.3. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание.
6. Повышение квалификации
6.1. Для профессиональной подготовки и переподготовки Персонала Руководитель может организовывать и финансировать образовательные мероприятия разного вида (как внутри предприятия, так и за его пределами, с привлечением сторонних преподавателей).
6.2. Порядок профессиональной подготовки и переподготовки Персонала регламентируется внутренними нормативными документами, разработанными Работодателем.
7. Заключительные положения
7.1. Предусмотренные настоящим Положением правила обязательны для исполнения как Персоналом, так и Работодателем.
7.2. При заключении трудового договора работник соглашается с нормами настоящего Положения, обязуется их применять и исполнять.
7.3. Включение в трудовой договор условий, ухудшающих права работника по сравнению с нормами, предусмотренными действующим трудовым законодательством и настоящим Положением, не допускается.
Выше мы представили сжатый пример Положения – документ, который применяется на реальном предприятии, может занимать несколько десятков страниц. Чтобы подготовить полноценное Положение о персонале, скачайте предлагаемый образец – его можно переработать с учетом особенностей конкретной организации: от Газпрома до учреждений образования и здравоохранения.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 13