Бухгалтерия существует на любом предприятии – ее может представлять бухгалтер в единственном лице или целый отдел специалистов по бухучету. Бухгалтерия ведет учет финансово-хозяйственных операций, совершаемых в организации и составляет регламентированную отчетность, подлежащую сдаче в контролирующие органы – ФНС, ПФР и т.д. Ее деятельность регулирует положение о бухгалтерии – локальный нормативный акт, определяющий порядок и правила работы отдела. В статье расскажем, как подготовить такое положение, какие сведения в нем указать, а также приведем примерный образец его составления.
Положение о бухгалтерии: что это?
Наличие положения позволяет оптимизировать работу бухгалтерии, четко определить стоящие перед ней цели и задачи, а также определить порядок получения информации, необходимой для качественного ведения учета, от других подразделений. Документ разрабатывается главбухом и согласовывается с юрисконсультом (начальником юридического отдела) и руководителем отдела кадров.
Положение должно быть составлено в письменном виде, прошито и пронумеровано. Сотрудников бухгалтерии нужно ознакомить с документом под роспись – для этого можно приложить к документу специальный лист ознакомления или предусмотреть специальную форму в самом положении.
Срок действия положения о бухгалтерии законом не ограничен – можно самостоятельно определить периодичность, с которой будет пересматриваться документ.
Вам также будет интересно:
— Трудовой договор с бухгалтером – скачать образец 2023
— Приказ на удержание из заработной платы подотчетных сумм в 2023 году
Содержание положения
Форма и содержание документа законодателем не регламентированы – предприятие может разработать его самостоятельно. При этом стоит отразить в нем следующие сведения:
- реквизиты приказа руководителя, которым оно введено в действие;
- наименование организации;
- наименование документа;
- перечень документов, требования которых бухгалтерия должна исполнять в ходе работы;
- перечень подлежащих решению задач;
- функции, которые работники должны выполнять для решения поставленных задач;
- перечень полномочий, которыми обладает бухгалтерия;
- порядок взаимодействия с другими отделами компании;
- ответственность работников.
Образец положения о бухгалтерии
Чтобы составить положение о бухгалтерии предприятия, воспользуйтесь приведенным примером – его можно скорректировать с учетом особенностей определенной организации.
ООО «Юридическая азбука»
1. Общие положения
1.1. Бухгалтерия (далее – «Подразделение») является самостоятельным структурным подразделением ООО «Юридическая азбука» (далее – «Предприятие»).
1.2. Подразделение создается и ликвидируется приказом руководителя Предприятия.
1.3. Подразделение возглавляет главный бухгалтер, назначаемый руководителем.
1.4. Работники Подразделения принимаются на работу и переводятся на другую должность руководителем по представлению главного бухгалтера.
1.5. Подразделение в своей деятельности руководствуется:
- Уставом Предприятия;
- настоящим Положением;
- законодательством РФ и пр.
2. Задачи Подразделения
2.1. Организация бухгалтерского учета на Предприятии.
2.2. Предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и выявление экономических резервов для его будущего развития.
3. Функции Подразделения
3.1. Формирование учетной политики Предприятия в соответствии с требованиями законодательства РФ и особенностями функционирования Предприятия.
3.2. Разработка форм первичных учетных документов.
3.3. Разработка форм внутренней бухгалтерской отчетности.
3.4. Проведение инвентаризаций.
3.5. Контроль над выполнением хозяйственных операций.
3.6. Своевременное отражение операций, связанных с движением основных, оборотных и денежных средств, на счетах бухучета.
3.7. Соблюдение правил обработки первичных учетных документов и консолидации полученных из них сведений.
3.8. Соблюдение правил внутреннего документооборота.
3.9. Организация бухгалтерского учета с использованием средств автоматизации сбора и обработки данных, а также с применением современных технических средств и информационных технологий.
3.10. Формирование и представление актуальных сведений о доходах и расходах Предприятия, его имущественном положении и финансовых результатах деятельности.
3.11. Подготовка и внедрение мероприятий, направленных на стабилизацию финансового положения Предприятия.
3.12. Правильное и своевременное оформление отчетной документации.
3.13. Выполнение расчета заработной платы и своевременное ее перечисление на счета работников Предприятия.
3.14. Начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты, страховых взносов – во внебюджетные фонды.
3.15. Погашение имеющихся задолженностей в порядке и в сроки, предусмотренные заключенными Предприятием кредитными договорами.
3.16. Принятие мер по предотвращению недостач, хищений и других видов незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей предприятия.
3.17. Составление баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств.
4. Структура Подразделения
4.1. Структуру и численность работников Подразделения утверждает руководитель предприятия по представлению главного бухгалтера.
4.2. Распределение обязанностей между работниками Подразделения производит главный бухгалтер.
4. Полномочия Подразделения
5.1. Подразделение вправе:
5.2. Требовать от смежных подразделений предоставления документов и сведений, необходимых для правильного ведения бухгалтерского учета.
5.3. Проверять правильность работы смежных подразделений в отношении приемки, оприходования, хранения и списания материальных ценностей.
5.4. Вносить предложения о привлечении к ответственности (как материальной, так и дисциплинарной) лиц, ответственных за соблюдение правил работы с материальными ценностями.
5.5. Визировать документы в пределах компетенции Подразделения.
6. Взаимодействие с другими структурными подразделениями
В ходе работы Подразделение взаимодействует:
6.1. С руководителем Предприятия: по вопросам формирования отчетной документации и подписания приказов и иных внутренних документов, подлежащих согласованию с руководством.
6.2. С юрисконсультом: по вопросам разъяснения и применения изменений, вносимых в российское законодательство, подготовки документов для обращения в суд с целью взыскания просроченной дебиторской задолженности.
6.3. С отделом кадров: по вопросам подбора лиц, претендующих на включение в состав работников Подразделения, разработки систем мотивации и аттестации сотрудников.
7. Ответственность
7.1. Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное исполнение Подразделением своих обязанностей лежит на главном бухгалтере.
7.2. Ответственность работников Подразделения устанавливается их должностными инструкциями.
На нашем сайте вы можете скачать образец положения в текстовом формате, чтобы использовать его при разработке собственного локального документа – например, при создании положения о бухгалтерии бюджетного учреждения.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 16