Большинству работодателей время от времени приходится оформлять на работников служебные характеристики. В основном этот документ используется в качестве рекомендации при поиске новой работы, перевода на вышестоящую должность, передаче органам исполнительной власти. Фактически она сообщает получателю о профессиональных качествах сотрудника и его достижениях на работе. Далее рассмотрим подробнее, как должен выглядеть грамотно составленный образец характеристики на бухгалтера.
Примеры характеристик
Для чего нужна характеристика?
Характеристика представляет собой документ, раскрывающий информацию о профессиональных и личностных качествах работника.
Бухгалтеру она может потребоваться в следующих целях:
- для награждения почетной грамотой за достигнутые показатели в работе;
- для передвижения по службе, например, при переводе бухгалтера на должность главбуха;
- для аттестации на соответствие должности, которую занимает бухгалтер;
- для расследования служебных происшествий, так, этот документ может потребоваться, если бухгалтер привлекается к ответственности за нарушение трудовой дисциплины;
- для судопроизводства — уголовного, гражданского;
- для разрешения вопросов с органами опеки и попечительства, например, если работнику бухгалтерии необходимо установить опекунство над несовершеннолетним ребенком;
- при трудоустройстве в правоохранительные органы;
- в других случаях.
Общие правила оформления
Вам также будет интересно:
— Должностная инструкция бухгалтера. Образец 2024 года
— Образец характеристики с места работы уборщицы
Вне зависимости от того, для каких целей необходима характеристика с места работы, при ее составлении следует применять общепринятые принципы, стандартами делопроизводства, принятыми в компании, а также требования, предназначенные для оформления официальных документов.
В частности:
- Документ пишется в официально-деловом стиле без излишней эмоциональной окраски.
- Указываются реквизиты отправителя и получателя. Можно отметить, что документ предоставляется по месту требования.
- Содержание характеристики, по возможности, должно уместиться на страницу формата А4.
- Сведения излагаются кратко и точно.
- Готовый документ заверяется подписью руководителя или другого должностного лица, уполномоченного на это. Например, гендиректором компании или начальником отдела кадров.
- При наличии печати на характеристику ставится ее оттиск. Служебная характеристика на сотрудников полиции или военных заверяется гербовой печатью.
- Любая характеристика должна иметь дату выдачи.
- Сведения передаются в настоящем или прошедшем времени от третьего лица.
Поскольку законодатель не утвердил унифицированный бланк характеристики на работника, каждая организация разрабатывает его самостоятельно. Нередко, официальный формуляр содержит наименование предприятия и все необходимые реквизиты.
Что следует учитывать работодателю?
Следует отметить, что содержание служебной характеристики должно соответствовать той задаче, для которой она составляется.
Например, если бумага требуется в рамках процедуры аттестации на соответствие должности, то приводятся данные об образовании специалиста, его трудовом стаже, поощрениях и взысканиях. Если характеристика необходима для предстоящего повышения, то в содержании отмечаются качества сотрудника и способности, необходимые для замещения руководящей должности.
Если характеристика является официальным документом для награждения министерства, то указываются конкретные заслуги, за которые специалист должен получить почетную грамоту. В таких документах не должно быть неточностей, а также преуменьшения или преувеличения достижений работника.
Далее рассмотрим подробнее, что следует указать в характеристике для бухгалтера, необходимой для внутреннего пользования.
Структура и содержание характеристики
Заголовочная часть
Любая характеристика начинается с заголовочной части. В ней указываются следующие сведения:
-
наименование и реквизиты организации, которая выдает характеристику;
-
наименование документа;
-
сведения о сотруднике, на которого составляется бумага, а именно, его Ф.И.О и должность, которую он занимает;
-
дата издания документа;
-
конкретная цель, для которой составляется документ, например, для награждений благодарностью.
Например, формулировка может быть следующей: «Характеристика на бухгалтера ООО «Альфа» Иванову Т.С.».
Анкетная часть
Во вторую часть документа вносятся:
-
персональная информация о работнике — Ф.И.О. и дата его рождения;
-
полные данные об имеющемся образовании, а именно, какой вуз, где и когда был окончен, какая специальность и квалификация была присвоена, есть ли ученая степень или звание.
Сведения о трудовой деятельности
Третья часть характеристики обычно посвящается информации о профессиональной деятельности работника. Здесь указывается, с какого года специалист работает в организации в должности бухгалтера. В том случае, если сотрудник переводился на вышестоящие позиции, то включаются сведения о его карьерном росте. Сюда же вносятся сданные о повышении квалификации или дополнительного профобразования. А также, в этом разделе могут перечисляться основные обязанности бухгалтера.
Например, для бухгалтера-расчетчика это могут быть: начисление заработной платы, проверка документации, необходимой для начисления заработка, льгот и дополнительных выплат, участие в подготовке финансовой отчетности за установленные периоды, контроль за соблюдением кассовой дисциплины.
Сведения о том, какими качествами обладает работник
В четвертый блок можно включить сведения о личных и деловых качествах и навыках специалиста. Например, можно отметить, что работник обладает сильными организаторскими и коммуникативными навыками, высокими аналитическими способностями, готовностью брать на себя ответственность. Профессионализм сотрудника может выражаться в своевременном перечислении налогов, в четком выполнении установленного порядка в расчетах и платежных обязательствах, проведении оптимизации системы бухучета в организации, а также во владении профильными программами, например, С1, Word, Excel.
Здесь же можно указать сведения о поощрениях, если таковые имелись. Например, бухгалтер вполне мог быть ранее неоднократно поощрен грамотами и денежными премиями за добросовестный труд, за личный вклад в социально-экономическое развитие. Если бухгалтер привлекался к дисциплинарной ответственности, то этот факт также может быть отражен в документе.
В конце текста обязательно ставится подпись должностного лица, уполномоченного на выдачу служебной характеристики. Например, это может быть глава отдела кадров или непосредственно гендиректор компании. Если в организации имеется печать, то ставится ее оттиск.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 4.7 / 5. Всего голосов: 13