Должностная инструкция представляет собой один из основных локальных документов предприятия, определяющий функциональные обязанности работника, его права и виды ответственности. О том, что должен содержать образец должностной инструкции бухгалтера и как его правильно оформить рассмотрим подробнее в статье.
Должность бухгалтера
Каждая российская компания, будь то небольшой стартап или многомиллиардная корпорация, всегда будут нуждаться в бухгалтере. Являясь финансовой основой бизнеса, этот специалист регистрирует все хозяйственные операции от имени предприятия, собирает, анализирует финансовую информацию и составляет на ее основе отчеты, следит за тем, чтобы все транзакции были точными, а налоги уплачивались вовремя.
Принимая на работу бухгалтера, кадровик ориентируется на требования, которые предъявляет к данной должности предприятие. Однако помимо них рекомендуется учитывать так называемые профессиональные стандарты. Так, в 2024 году профстандарт бухгалтера, утвержденный приказом Минтруда России № 103н от 21.02.2019 г., содержит квалификационные требования для сотрудника, претендующего на эту должность, а именно, к стажу образованию и должностным обязанностям.
Трудоустройство по профстандарту с 1 января 2024 года осуществляется в бюджетные учреждения, а также во внебюджетные фонды. Кроме того, стандарты применяются в госкорпорациях, если государственная доля превышает 50%.
Например, бухгалтер по основным средствам, занимается учетом фондов, которые числятся на балансе компании. В свою очередь, главным направлением бухгалтера по зарплате является своевременная подготовка первичных документов для правильного начисления заработка персоналу предприятия. Бухгалтер по расчетам с поставщиками обрабатывает первичную документацию, необходимую для проведения расчетов с контрагентами предприятия.
Наиболее наглядно увидеть разграничение функциональных обязанностей бухгалтеров одного предприятия можно в их должностных инструкциях. Этот документ ко всему прочему, определяет требования к квалификации и стажу принимаемого на работу специалиста.
Правильно составленный документ, поможет работодателю выбрать подходящего кандидата на должность, разъяснить трудовые обязанности, а также контролировать их выполнение.
Можно ли обойтись без должностной инструкции?
Многие работодатели задаются вопросом о том, можно ли обойтись без составления должностных инструкций для бухгалтера и прочих работников предприятия.
Поскольку действующее трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих оформлять эти документы, частные российские предприятия вполне могут функционировать и без них. В таких случаях, вместе с трудовой функцией, конкретный круг должностных обязанностей бухгалтера и его трудовых прав перечисляется непосредственно в трудовом договоре, который подписывается с ним при трудоустройстве.
При этом штрафовать частную организацию за неимение должностных инструкций, проверяющие органы не могут. Соответствующее разъяснение можно найти в письме Роструда № 3042-6-0 от 09.08.2007 г.
Несмотря на отсутствие наказаний, эксперты рекомендуют не отказываться от оформления должностной инструкции для бухгалтера и прочих специалистов, числящихся в штате предприятия, по ряду важных причин.
В частности, с помощью должностной инструкции можно:
- обосновать прекращение трудовых отношений с главным бухгалтером, например, его несоответствием занимаемой должности;
- доказать законность наложенного на сотрудника дисциплинарного наказания;
- разграничить обязанности между бухгалтерами, если в организации их несколько;
- отказать соискателям в приеме на работу, которые по ряду причин не подходят на позицию бухгалтера.
Структура должностной инструкции
В действующих нормативно-правовых актах нет унифицированной формы должностной инструкции. Именно поэтому инструкция, как и формы большинства прочих документов, разрабатываются должностными лицами самостоятельно, после чего утверждаются руководством.
В содержании инструкции должна быть отражена стандартная информация:
- наименование организации, в которой числится сотрудник;
- сведения о руководителе: ФИО, должность;
- дата составления;
- название документа;
- общие положения;
- должностные обязанности бухгалтера;
- трудовые права сотрудника;
- ответственность;
- квалификационные требования;
- подпись руководителя;
- подписи других должностных лиц, с которыми согласовывается документ, например, начальника структурного подразделения;
- ознакомительная подпись работника, назначенного на должность бухгалтера и дата.
Вам также будет интересно:
— Должностная инструкция юрисконсульта
— Временно исполняющий обязанности нотариуса
Определенные рекомендации по составлению этого документа представлены в письме Роструда № 4412-6 от 31.10.2007 г. В частности, в нем указано, должностная инструкция может оформляться работодателем:
- в качестве приложения к трудовому договору;
- утверждаться как самостоятельный документ.
В первом случае, если возникнет необходимость внесения изменений в инструкцию, например, для расширения должностных обязанностей подчиненного, придется оформить допсоглашение к трудовому договору. | Во втором случае, при внесении в должностную инструкцию, не требуется корректировать условия трудового договора. В таких случаях работодатель обычно утверждает инструкцию в новой редакции. При этом ему придется ознакомить с ней работника под подпись. |
Должностная инструкция, как и контракт, должна быть оформлена в двух экземплярах — для каждой из сторон трудовых правоотношений.
Порядок составления этого документа должен быть четко прописан в локальных документах организации. Несмотря на то что унифицированного бланка не существует, при разработке формуляра инструкции рекомендуется также опираться на ГОСТ Р 6.30-2003. Рассмотрим подробнее, что должны содержать основные разделы должностной инструкции бухгалтера.
Общие положения
В начальном разделе должностной инструкции, лицо ее составляющее, перечисляет следующие сведения:
-
наименование должности сотрудника, согласно действующему штатному расписанию;
-
требования к квалификации специалиста. Для бухгалтера таковыми могут быть наличие экономического образования и стажа работы, как правило, от 3 до 5 лет;
-
должностное лицо, которому подчиняется сотрудник. В данном случае, таковым является главбух;
-
нормативно-правовые акты, которыми руководствуется сотрудник при выполнении трудовой функции, например, Конституцией РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», локальными актами предприятия и тому подобное.
Следует отметить, что такая инструкция составляется не для конкретного человека, а на определенную должность, имеющуюся в штате предприятия. Именно поэтому, документ будет распространяться как на бухгалтера, работающего полную смену, так и на специалиста, оформленного на полставки.
Таким образом, если в организации существует несколько сотрудников, занимающих одинаковые должности, то можно обойтись одной инструкцией для всех. При этом каждый такой работник должен быть ознакомлен с ней под подпись.
Должностные обязанности бухгалтера
Вам также будет интересно:
— Приказ о внесении изменений в должностную инструкцию. Образец и бланк 2024 года
— Должностная инструкция специалиста по охране труда
Организация может иметь в отделе бухгалтерии несколько специалистов, выполняющих различные функции. Например, бухгалтера по материалам, который ведет полный учет всех поступающих в организацию документов или бухгалтера-кассира, чья работа связана с кассовыми и банковскими операциями. В некоторых предприятиях, наоборот, может числиться один бухгалтер, чьи обязанности варьируются от проведения расчетов по заработной плате или по учету ГСМ до подготовки документов для оплаты счетов, выставленных поставщиками.
Образец должностной инструкции в зависимости от направления деятельности компании и специализации бухгалтера может включаться следующие должностные обязанности специалиста:
-
начисление оплаты труда персоналу предприятия;
-
разработка бланков первичной документации;
-
анализ доходов и расходов организации, разработка рекомендаций по организации бюджетирования в компании;
-
составление и передача отчетности в ИФНС и прочие фонды;
-
расчет пособий по нетрудоспособности и прочих выплат: компенсаций, пенсий, субсидий и тому подобное;
-
аудит ключевых документов и проверка каждой транзакции;
-
обеспечение безопасности финансовой информации;
-
подготовка и проверка первичной учетной документации: заплатанной ведомости, счетов-фактур и прочее;
-
обеспечение сохранности документов и подготовка для передачи их в архив;
-
выполнение поручений начальства в рамках компетенции;
-
прочие функции.
Конкретные обязанности бухгалтера следует отразить в его должностной инструкции, чтобы не допустить их дублирования для прочих сотрудников финансового отдела компании.
Права бухгалтера
Помимо обязанностей, в каждой должностной инструкции есть раздел, посвященный трудовым правам сотрудника. В пределах своей компетенции сотрудник, занимающий должность бухгалтера, обычно наделяется следующими правами:
-
запрашивать и получать от других сотрудников сведения, необходимые для выполнения трудовых задач;
-
повышать собственную квалификацию;
-
вносить руководству предложений по совершенствованию ведения бухучета;
-
принимать меры с целью предупреждения нецелевого использования бюджетных средств;
-
визировать документацию в пределах своей компетенции.
Поскольку должностная инструкция разрабатывается работодателем самостоятельно, в ее содержание могут быть включены дополнительные права для бухгалтера.
Ответственность бухгалтера
В этом разделе прописываются обстоятельства, при наступлении которых бухгалтер может быть привлечен к ответственности. Например, санкции могут последовать, если:
-
специалист проигнорировал возложенные на него обязанности или выполнил их ненадлежащим образом. Например, бухгалтер по первичной учетной документации не предоставил счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета и тому подобное;
-
работник не выполнил распоряжения вышестоящего руководства, что ему было объявлено замечание или вынесен выговор;
-
бухгалтер допустил нарушение правил внутреннего распорядка;
-
по вине работника контрагентам стала известна коммерческая тайна.
Помимо прочего, бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности, если при проверке был выявлен расход бюджетных средств не по назначению. К административной ответственности специалиста бухгалтерии привлекают, если было обнаружено искажение финансовой отчетности, в регистрах бухучета выявлены несуществующие хозяйственные операции, произошло занижение налогов и сборов и тому подобное.
Таким образом, должностная инструкция является одним их важнейших документов, регламентирующих трудовые обязанности бухгалтера. Согласно букве закона, для сотрудников частных компаний ее можно не составлять. При этом наличие документа в бюджетных организациях является обязательным. Должностные обязанности бухгалтера и квалифицированные требования к нему в таких случаях должны соответствовать профессиональным стандартам Минтруда. Кроме того, следует отметить, что ознакомиться с должностной инструкцией работник должен до подписания контракта.
Образцы должностных инструкций бухгалтера
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 4.9 / 5. Всего голосов: 16