Должностная инструкция бортпроводника: образец 2023

Трудовые отношения Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 4 мин.

Образец должностной инструкции бортпроводника может потребоваться для составления ЛНА, конкретизирующего его обязанности. В этой статье мы расскажем, как оформить документ и какие положения в него включить.

Образец документа

Особенности создания должностной инструкции

Так как в законе нет требований по созданию должностной инструкции (ДИ), работодатель может составить ее в свободной форме. Для этого достаточно ориентироваться на профессиональные стандарты и квалификационные справочники.

Стандартно ДИ включает 4 раздела:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности (функции) работника.
  3. Права (полномочия) работника.
  4. Ответственность работника.

Такое содержание документа достаточно для большинства специальностей. Если труд работника сопряжен с большим уровнем ответственности, то к указанным разделам обычно добавляют следующие:

  1. Правила внесения в ДИ изменений.
  2. Оценка результатов труда сотрудника (KPI).
  3. Правила должностных взаимодействий.
  4. Особенности и условия оплаты труда.

Можно вписать в текст документа иные разделы, которые работодатель считает нужными.

Чтобы упростить создание должностной инструкции бортпроводника аэрофлота, можно использовать Выпуск № 53 Единого квалификационного справочника.

Важно! Должностная инструкция позволяет конкретизировать обязанности и права работника, что может сыграть важную роль при разрешении судебного спора, поэтому нужно ответственно отнестись к ее составлению.

Разделы ДИ

Ниже мы расскажем, что входит в каждый раздел документа.

Общие положения

Здесь указывают общие характеристики:

  1. Кто назначает, и кто увольняет сотрудника.
  2. Кто заменяет работника во время его отсутствия.
  3. Кому подчиняется бортпроводник.
  4. Какие правила он должен соблюдать.
  5. Требования к образованию и опыту работы сотрудника.

Квалификационные требования, указанные в этом разделе, позволяют нанять человека, подходящего для определенной должности. Важно, чтобы они соответствовали задачам, которые будет выполнять специалист. Например, бортпроводник на зарубежных рейсах обязательно должен знать английский язык.

В разделе «Общие положения», как правило, указывают следующее:

1) Бортпроводник принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя авиакомпании.

2) На земле сотрудник находится в подчинении у руководителя отделения кабинных экипажей.

3) Находясь на воздушном судне, специалист подчиняется старшему бортпроводнику и членам КВС.

4) Бортпроводник должен регулярно проходить врачебно-летную комиссию.

5) Бортпроводник должен соответствовать следующим критериям:

  • иметь законченное образование;
  • знать английский язык в объеме не ниже Intermediate;
  • опыт работы не важен.

6) Если бортпроводник временно отсутствует на работе, то его обязанности выполняет другой бортпроводник, которого назначает руководитель отделения кабинных экипажей.

7) Специалист должен знать:

  • законы и нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность;
  • отраслевые стандарты и внутренние правила, регламентирующие поведение на борту;
  • правила взаимодействия с пассажирами, в частности, по разрешению спорных ситуаций;
  • дополнительные услуги для пассажиров, предлагаемые компанией;
  • документы, регламентирующие деятельность членов КВС;
  • нормативы, определяющие порядок перевозки пассажиров, багажа, опасных грузов;
  • порядок действия членов экипажа при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • основы предполетной подготовки;
  • правила оказания неотложной медицинской помощи;
  • правила обслуживания пассажиров, которые летят разными классами;
  • правила организации питания пассажиров.

В своей работе бортпроводник руководствуется:

  • законами;
  • отраслевыми правилами;
  • положениями компании;
  • данной должностной инструкцией.

Обязанности работника

В этой части содержатся задачи, которые выполняет сотрудник. На него могут быть возложены профессиональные и вспомогательные обязанности. Дополнительные функции не должны препятствовать выполнению человеком основной работы.

Также существуют базовые обязанности, которые приводятся в любой должностной инструкции. Речь идет о таких обязанностях, как: соблюдение правил пожарной безопасности и охраны труда, бережное отношение к имуществу работодателя.

В разделе «Обязанности», как правило, указывают, что бортпроводник отвечает за:

  • обеспечение безопасности и комфортного пребывания пассажиров, согласно правилам компании;
  • проведение общего досмотра помещения воздушного судна до рейса и перед ним;
  • организацию сервисного обслуживания членов КВС пассажиров согласно правилам компании;
  • проверку санитарной обстановки до посадки на рейс пассажиров;
  • помощь в размещении пассажиров;
  • консультирование пассажиров в рамках своих полномочий;
  • заполнение необходимых документов согласно правилам компании;
  • соблюдение правил безопасности.

Права работника

Список прав специалиста, указанных в ДИ, зависит от кадровой политики организации, занимаемой должности, специфики отрасли. В этом разделе могут быть названы льготы, предоставляемые работодателем, например, на дополнительное обучение или компенсацию определенных расходов сотруднику.

Чаще всего в ДИ пишут, что бортпроводник имеет право:

  • получать от других работников информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;
  • предлагать руководителю меры, направленные на улучшение трудовых процессов;
  • требовать от руководства создания и поддержания условий, необходимых для исполнения работником должностных обязанностей;
  • требовать от пассажиров выполнять правила нахождения на борту;
  • получать льготы согласно трудовому законодательству и внутренним правилам компании.

Ответственность работника

Здесь приводятся общие меры ответственности, так как назначить точное наказание можно только после проведения соответствующих процедур. Так, при нанесении работником материального ущерба работодателю нужно установить, в каком это произошло размере и другие показатели.

В этом разделе может быть указано следующее.

Бортпроводник несет ответственность за:

  • неисполнение своих обязанностей, указанных в должностной инструкции и трудовом договоре в пределах, установленных трудовым законодательством;
  • нарушение положений законов, стандартов компании – согласно действующему законодательству и правилам работодателя;
  • разглашение конфиденциальной информации – в пределах, установленных правилами компании и действующим законодательством;
  • ущерб, причиненный имуществу работодателя по своей вине, в пределах, установленных действующим законодательством.

Порядок утверждения должностной инструкции

После того, как документ будет составлен, с ним должны ознакомиться ответственные лица. Речь идет о следующих специалистах компании:

  1. Кадровик. Он проверяет, соответствует ли ДИ локальным нормативным актам работодателя, а также отраслевым нормативам.
  2. Юрист. Он вычитывает документ, чтобы убедиться, что его положения соответствуют трудовому законодательству и закону в целом.
  3. Делопроизводитель. Он проверяет документ на соответствие требованиям оформления деловой документации.

Если нужно, то в ДИ вносятся правки. После этого ее передают работнику на ознакомление. Он изучает текст документа и, если все в порядке, ставит свою подпись. В ДИ расписываются все уполномоченные лица.

Документ составляется в двух экземплярах: один передается работнику, а другой – остается в кадровом отделе или в бухгалтерии организации.

Итоги

Таким образом, жестких требований к составлению должностной инструкции нет. Обычно в нее входят 4 раздела, описывающие общие положения, права и обязанности сотрудника, его ответственность.

Для составления документа могут использоваться квалификационные справочники, профессиональные стандарты. В нем можно указать дополнительные права сотрудника, например, на получение за счет компании одежды, необходимой для работы.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Пшеницына Оксана Валентиновна

Пишет статьи, в которых отвечает на важные и популярные вопросы наших читателей. Описывает примеры из судебной практики, раскрывает ответы на часто задаваемые вопросы в гражданско-правовой сфере, в трудовом праве. Компетенции автора позволяют писать статьи на легком и простом языке. Окончила Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), кафедра «Гражданское право и процесс», специальность «Юрист» Гражданско-правовой профиль.

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *