Перечень видов деятельности, которые может осуществлять самозанятый, ограничен законом, поэтому, прежде чем начинать свой бизнес в качестве плательщика налога на профессиональный доход, стоит выяснить – можно ли вести дела в таком статусе, или придется оформлять ИП. Сегодня разберемся, может ли самозанятый быть агентом страховой компании, и какие документы потребуется оформить для легализации такой работы.
Кто такие самозанятые, и как они работают?
Самозанятый не может трудиться как наемный работник – в этом случае отношения между ним и работодателем будут приравнены к трудовым и последнему придется не только удержать с работника НДФЛ, но и уплатить во внебюджетные фонды все необходимые взносы – на пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Перечень видов работ и услуг, которые может выполнять/оказывать самозанятый гражданин, ограничен законом. Так, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 4 ФЗ № 422 от 27.11.2018, лица, которые ведут предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основании агентского договора, не могут работать как самозанятые.
Исключение из этого правила только одно – оно установлено пп. 6 рассматриваемой статьи. В соответствии с положениями нормы, самозанятый может действовать в интересах третьего лица только в том случае, если он оказывает услуги по доставке товаров и принимает платежи от покупателей, используя при этом контрольно-кассовую технику, оформленную на имя продавца, товары которого он доставляет.
Как может работать страховой агент?
Страховой агент может:
- Работать как физическое лицо. Это удобно, если опыт работы небольшой, а страховая, с которой будет сотрудничать работник, только одна – компания заключит с потенциальным агентом договор найма и будет самостоятельно оплачивать все необходимые налоговые платежи – деньги за совершенные сделки буду приходить уже «очищенными», дополнительно платить налоги не придется.
- Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и выбрать любой налоговый спецрежим (за исключением режима НПД, предполагающего занятость в качестве самозанятого). Например, можно выбрать режим «Доходы», и тогда со всех полученных денежных поступлений нужно будет заплатить 6% – это сопоставимо с размером налога на профессиональный доход, который уплачивается при работе с юрлицами. Не забывайте, что ИП должен платить дополнительные страховые взносы – даже если дохода нет, минимальные платежи во внебюджетные фонды внести придется.
Какие документы нужны, чтобы стать страховым агентом?
Чтобы стать страховым агентом понадобится:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН.
Стать сотрудником страховой легко – достаточно отправить запрос в выбранную страховую: сотрудник кадровой службы самостоятельно выйдет на связь и расскажет, что нужно сделать для того, чтобы начать зарабатывать на оформлении страховых полисов.
Вам также будет интересно:
— Самозанятые: сдача в аренду нежилого помещения
— Должностная инструкция завхоза школы (профстандарт)
Можно ли сохранить статус самозанятого и открыть ИП, чтобы работать как страховой агент?
Самозанятый может быть страховым агентом только в том случае, если у него оформлена регистрация в качестве индивидуального предпринимателя с применением любого налогового спецрежима (за исключением НПД) или работающего с применением общей системы налогообложения. А вот совмещать самозанятость (для регистрации других видов дохода – например, полученных от сдачи квартиры в наем) и работу в качестве ИП не получится – придется выбрать что-то одно. В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 15 ФЗ № 422, после получения статуса самозанятого предприниматель должен подать в налоговую уведомление о прекращении использования ранее применяемого режима – если этого не сделать, регистрация в качестве самозанятого будет аннулирована.
А вот работать по найму в страховой компании как физическое лицо, и при этом вести иную деятельность, облагаемую налогом на профессиональный доход, законодатель не запрещает. При этом сообщать работодателю о том, что вы дополнительно работаете как самозанятый, необязательно – никаких санкций за это законодательством не предусмотрено.
Итак, гражданин не может работать агентом страховой компании в качестве самозанятого – прямой запрет на осуществление подобных действий прописан в законодательстве. Чтобы стать страховым агентом, нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, выбрав при этом любой налоговый режим, кроме НПД, или заключить со страховщиком договор найма и работать как обычное физическое лицо, у которого нет обязанностей по самостоятельной уплате налога.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 4.4 / 5. Всего голосов: 14