Корпоративный секретарь акционерного общества

Трудовые отношения Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 5 мин.

Корпоративный секретарь акционерного обществаКорпоративный секретарь — это должностное лицо, которое выполняет ряд важнейших задач в текущей деятельности организации. Его роль в значительной степени отличается от обязанностей обычного офис-менеджера, которые сводятся к приему звонков, регистрации корреспонденции, а также исполнению поручений руководителя. Корпоративный секретарь акционерного общества имеет более широкие полномочия, позволяющие обеспечить функционирование корпоративной системы управления. В связи с чем рассмотрим подробнее, кто такой корпоративный секретарь, в чем состоят его должностные обязанности и как его принять на работу.

Корпоративный секретарь АО

Во многих российских организациях в штате имеется должность административного секретаря. На практике человек, занимающий эту позицию, является главным административным сотрудником компании.

Принято считать, что секретарь выполняет функции помощника руководителя и прочих должностных лиц предприятия. Однако в отличие от обычного офис-менеджера, корпоративный секретарь наделен более широким спектром полномочий.

Несмотря на то, что во многих компаниях секретарь все еще берет на себя задачи по организации бизнес-встреч, ведению протоколов, корпоративного учета, прочих административных дел, в настоящее время его должность стала более консультативной.

В целом его задачи сводятся к обеспечению соблюдения нормативных требований, предоставлению консультаций по важным вопросам менеджерам, членам совета директоров и прочим должностным лицам, обеспечению взаимодействия между АО и его акционерами.

Должность «корпоративный секретарь акционерного общества» была включена в единый квалификационный справочник ЕКС. Согласно сведениям, изложенным в документе, принять на эту позицию можно только человека, имеющее высшее профессиональное образование: юридическое или экономическое. При этом у соискателя должны быть документы, свидетельствующие о пройденной подготовке по корпоративному управлению. Что касается стажа, то специалист должен иметь как минимум пятилетний опыт в должности, требующей высшее образование. На основе сведений, содержащихся в ЕКС, руководитель акционерного общества разрабатывает должностную инструкцию, обязательную для выполнения корпоративным секретарем.

Несмотря на то, что должность «корпоративный секретарь» в справочнике касается акционерных обществ, законодательство позволяет вводить эту же позицию и в ООО, если принимать во внимание профстандарт «корпоративный секретарь», введенный приказом Минтруда № 711н от 20.11.2018 г.

Следует отметить, что если должность была включена в профстандарт, то работодатели могут принимать на соответствующую позицию только тех сотрудников, характеристики которых соответствую требованию документа. Фактически профстандарт является обязательным, поскольку должность, которую занимает сотрудник, предполагает получение различных льгот и компенсации. А также, если выполнение должностных обязанностей требует специальных знаний, навыков или опыта.

Обязанности корпоративного секретаря

Перед заключением трудового договора, работодатель должен ознакомить кандидата на должность корпоративного секретаря с его должностными обязанностями. Обычно сведения о них содержит должностная инструкция. Фактически, такая инструкция — это локальный акт, определяющий трудовые обязанности специалиста, условия его работы, правах и обязанностях.

Как было отмечено выше, должность «корпоративный секретарь акционерного общества» внесена в единый квалификационный справочник, которым можно пользоваться при составлении должностной инструкции.

Согласно документу, корпоративный секретарь АО может выполнять следующие обязанности:

  • обеспечивать соблюдение должностными лицами организации требований действующего законодательства, в том числе норм локальных НПА, которые способствуют реализации законных прав и интересов акционеров;
  • давать консультации по вопросам, касающимся корпоративного права, а также управления;
  • заниматься подготовкой проведения собраний участниками общества;
  • составлять повестки дня, планы работ, вести протоколы общих собраний;
  • подготовка отчетности по итогам голосования участников собрания;
  • предотвращение и разрешение корпоративных конфликтов;
  • обеспечивать контроль за соблюдением регламента собрания;
  • взаимодействие с инвесторами и бизнес-партнерами акционерного общества.

В том случае, если позиция корпоративного секретаря на предприятии предполагает дополнительные обязанности, то их также следует включить в должностную инструкцию. Это требуется, в том числе, и для того, чтобы не допустить дублирования обязанностей с функциями прочих сотрудников предприятия. Кроме того, должностная инструкция разъясняет, секретарю, что конкретно от него требуется, благодаря чему его деятельность становится более эффективной.

Положение о корпоративном секретаре

Положение о корпоративном секретареДеятельность акционерных обществ, как и прочих организаций, регламентируется значительным количеством локальных документов. Одним из таковых является положение о корпоративном секретаре акционерного общества. В данном документе регламентируется порядок назначения соискателя на соответствующую должность, его статус в АО, спектр полномочий и компетенция.

Разрабатывает Положение каждое акционерное общество самостоятельно, с учетом специфики деятельности. Как правило, стандартный документ включает в себя следующие разделы:

Общие положения

Здесь указывается цель документа, например, назначение соискателя на должность корпоративного секретаря, определение круга его полномочий и компетенции. Кроме того, в данном разделе обязательно делается ссылка на НПА, в соответствии с которыми разрабатывается документ — ГК РФ, закон № 208-ФЗ от 26.12.1995, Устав предприятия и прочее. В некоторых Положениях раскрываются термины, которые встречаются в содержании документа. В этой же части можно отметить, что корпоративный секретарь — это должностное лицо, являющееся руководителем структурного подразделения Общества.

Требования к соискателю

Во второй раздел Положения включаются требования к квалификации сотрудника на позиции корпоративного секретаря, а также уровень знаний и навыков, которыми он должен обладать. Как было отмечено выше, требования к кандидату на замещение этой должности содержатся в квалификационном справочнике.

В частности, это:

  1. наличие высшего образования: юридического или экономического;
  2. пройденная подготовка по корпоративному управлению;
  3. пятилетний стаж работы, требующей наличия высшего образования;
  4. знание корпоративного законодательства;
  5. организаторские способности;
  6. владение английским языком;
  7. отсутствие судимости;
  8. прочие требования на усмотрение работодателя, например, наличие определенных качеств у кандидата, таких как ответственность, коммуникабельность, независимость суждений.

Функции корпоративного секретаря

Функции корпоративного секретаряВ данной части Положения прописываются должностные обязанности сотрудника, занимающего должность корпоративного секретаря. Как было отмечено выше, часть из них связана с организацией и проведением созыва акционеров, например:

  • участие в подготовке документации для общего собрания акционеров;
  • подготовка бюллетеней для голосования;
  • предоставление консультаций акционерам, касательно участия в общем собрании;
  • подготовка отчетности по итогам голосования;
  • предоставление Совету директоров консультаций по вопросам управления.

Могут быть изложены и такие функции, как:

  • выявление назревающих конфликтов и принятие мер по недопущению их развития;
  • разработка предложений, по вопросам улучшения корпоративного управления;
  • предоставление сведений акционерам, по поступившим от них запросам;
  • иные обязанности.

Права и обязанности

Стандартный перечень прав секретаря АО включает в себя:

  1. требование от сотрудников Общества соблюдения законодательства, в том числе внутренних нормативно-правовых документов;
  2. направление запросов с целью получения сведений, необходимых для выполнения должностных обязанностей;
  3. привлечение сторонних экспертов, если требуется консультация;
  4. направление предложений на повестку дня заседания директоров АО.

Обязанности могут быть следующими:

  1. регулярная отчетность перед Советом директоров;
  2. строгое соблюдение НПА, а также Устава АО;
  3. повышение собственной квалификации;
  4. выполнение поручений Председателя Совета директоров;
  5. принятие своевременных мер по предупреждению корпоративных конфликтов.

Меры ответственности

В данный раздел можно включить условия о наступлении ответственности за разглашение тайны, охраняемой законом, за убытки, причиненные АО в результате виновных действий и тому подобное. Общие основания для наложения дисциплинарного взыскания, изложены в ТК РФ.

На усмотрение руководства, в Положение можно включить дополнительные пункты и разделы.

Прием на работу

Трудовой договор с корпоративным секретарем акционерного общества заключается на общих основаниях. Однако важно, чтобы при этом кандидат на должность не являлся одним из директоров Общества.

В том случае, если занять вакантную позицию корпоративного секретаря предлагается штатному сотруднику организации, то оформить его можно в порядке совмещения, что следует из ст. 60.2 ТК РФ либо как совместителя, что следует из ст. 282 ТК РФ. При этом, во всех случаях, должность корпоративного секретаря в АО должна иметься в штатном расписании, согласно ст. 15 ТК РФ.

Непосредственно трудовой договор составляется в соответствии со ст. 57 ТК РФ. Что касается обязанностей секретаря, то можно их подробно не перечислять, а сделать ссылку на должностную инструкцию. В том случае, если срок действия договора не обозначен, то считается, что контракт бессрочный.

После ознакомления с  положениями должностной инструкции, подписания трудового контракта, руководство АО издает приказ о назначении специалиста на должность. Далее сведения о принятии сотрудника в штат акционерного общества вносятся в трудовую книжку (ее электронный вариант), а также в личную карточку.

Таким образом, в акционерных обществах существует такая должность, как корпоративный секретарь. В его основные обязанности входит обеспечение функционирования корпоративной системы управления. Поскольку данная должность была включена в единый квалификационный справочник, принимать на работу следует только того соискателя, который соответствует требованиям, изложенным в документе, а также личным пожеланиям руководства акционерного общества.

Образцы документов

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Михайлова Елена Олеговна

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *