Работник с иностранным гражданством, как и российский гражданин, должен быть оформлен на работу с соблюдением всех требований действующего трудового законодательства. На работника-иностранца также нужно вести трудовую книжку – причем важно знать, какие нюансы при этом нужно учитывать. О том, как вести трудовую книжку иностранцу, и что делать, если у работника уже есть аналогичный документ, оформленный в другом государстве, расскажем в статье.
Трудовая книжка для иностранца: обязательна или нет
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, работодатель обязан вести на каждого работника трудовую книжку – бумажную или электронную (ст. 65 ТК РФ). При этом неважно, какое гражданство (российское или иностранное) имеет работник – трудовая книжка должна быть оформлена в любом случае.
Выбор формы зависит от нескольких факторов:
- наличие или отсутствие у работника действующей трудовой;
- желание самого работника.
Если у иностранного работника есть действующая российская бумажная трудовая книжка, он может подать работодателю заявление о переводе документа в электронный формат. Если такое заявление не подать, трудовая останется бумажной. Если трудовой нет, и работник устраивается на работу впервые после 1 января 2021 года, выбора у него не остается – вновь заведенная трудовая будет иметь электронный вид.
Если у работника есть трудовая советского образца
Если трудовая книжка была заведена в одной из стран, ранее имевшей статус советской республики (Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан и пр.), в то время, когда она входила в состав СССР, работодатель должен продолжить ее ведение и на территории России – такой документ считается действующим (см. Письмо Минтруда от 22.04.2022 № 16-3/10/В-5324).
Таким образом, если иностранец предоставит трудовую книжку, оформленную по образцу 1938 года или 1974 года, создавать новый документ не нужно – вносить необходимые записи можно в действующую трудовую. Переводить документ не требуется – его можно вести в том виде, в котором он поступил от работника.
Вам также будет интересно:
— Трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
— Декретный отпуск — документы и правила оформления
Нужно ли оформлять электронную трудовую на иностранца, который впервые устраивается на работу в России?
Если работник впервые устраивается на работу на территории России, работодатель должен оформить на него электронную трудовую – причем неважно, трудился до этого работник в своей стране, или нет. Дело в том, что иностранные трудовые на территории России не действуют, поэтому с точки зрения российского законодательства считается, что у работника нет вообще никакой трудовой книжки.
С 1 января 2021 года бумажные трудовые книжки на работников, которые устраиваются на работу в первый раз, не оформляются – сведения о трудовой деятельности работника фиксируются только в электронном виде.
Это правило действует в отношении как российских, так и иностранных граждан, поэтому работодатель должен его придерживаться – соответствующие указания можно найти на официальном сайте Роструда.
Правила ведения трудовой для иностранца
Трудовая книжка работника-иностранца ведется по общим правилам, установленным законодательством для трудовых российских работников – работодатель должен руководствоваться положениями Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 63748.
Документ устанавливает не только форму бумажной трудовой, но и определяет порядок заполнения основных разделов документа: сведений о работнике и работодателе, а также о вознаграждениях, которыми работник был отмечен во время трудовой деятельности.
Правила ведения электронной трудовой определены ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В частности, работодателю потребуется составлять отчет по форме СЗВ-ТД (в нем указываются сведения о трудовой деятельности работника) и передавать его в ПФР.
Как иностранцу получить сведения, хранящиеся в электронной трудовой?
Получить сведения, хранящиеся в электронной трудовой, может только работник – это можно сделать через Госуслуги (иностранцы могут зарегистрироваться на портале и подтвердить свою учетную запись через МФЦ).
Для загрузки информации потребуется:
1) Авторизоваться на портале Госуслуг, используя логин и пароль от своей учетной записи.
2) Перейти в раздел «Услуги», подраздел «Работа и занятость», блок «Трудовое право», услуга «Выписка из электронной трудовой книжки».
3) Нажать кнопку «Получить выписку».
4) Запрос отправлен.
Можно поступить проще – внести запрос вида «Сведения о трудовой деятельности» в поисковую строку: бот-помощник сразу же предложит воспользоваться подходящим сервисом.
Выписка будет сформирована за несколько минут – она придет в личный кабинет в виде электронного документа. Информация будет заверена электронной подписью – это придает цифровому документу тот же статус, что и привычной бумажной трудовой книжке.
Кроме того, получить сведения о трудовой деятельности можно в МФЦ или в ПФР – достаточно обратиться в ближайшее отделение госоргана с соответствующим заявлением. Документ можно распечатать, а можно оставить в электронном виде на цифровом носителе – способ хранения трудовой работник выбирает самостоятельно.
Итоги
Итак, работодателю нужно вести трудовую книжку работника-иностранца, руководствуясь общими правилами, установленными действующим российским законодательством. В том случае, если у работника уже есть бумажная трудовая книжка, оформленная в России или на территории бывших союзных республик до того, как СССР прекратил свое существование, работодатель может продолжить ее заполнение. Если до трудоустройства работник не работал вообще или трудился только за пределами России, работодателю придется завести для него новую трудовую, причем с января 2021 года документ может быть оформлен только в электронном виде.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 11