Для чего нужна должностная инструкция?
В российском законодательстве нет нормы, которая бы обязывала работодателей утверждать должностную инструкцию штатного юриста-консультанта или юрисконсульта. Поэтому каждый наниматель вправе самостоятельно решить, составлять ли подобный регламент или нет. Но большинство компаний предпочитают не отказываться от такого документа.
Причины очевидны:
- в инструкции детально конкретизируются права и обязанности, требования к квалификации, умениям и знаниям, ответственность специалиста, а расписывать все это в трудовом договоре обычно неудобно;
- документ имеет обезличенный характер, то есть затрагивает представителей одной должности, например, всех юрисконсультов на фирме;
- с помощью инструкции можно обосновать правомерность привлечения работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций;
- ознакомившись с должностной инструкцией, работник более четко понимает поставленные перед ним задачи.
Вам также будет интересно:
— Инструкция по охране труда для курьера
— Инструкция по охране труда для заведующего складом
Конечно, есть и другая позиция, приспешники которой говорят, что в современных условиях создавать должностные инструкции не обязательно. И вот почему:
- разработка документа достаточно трудоемкая;
- информация теряет актуальность, инструкцию придется регулярно обновлять;
- в трудовом договоре можно указать 6-8 ключевых обязанностей, а при необходимости внести изменения путем подписания допсоглашения.
Юрист или юрисконсульт – в чем разница?
Если работодатель все же принял решение о необходимости подготовки должностной инструкции, в первую очередь следует определиться с названием документа. Как правильно – «Должностная инструкция юриста» или «Должностная инструкция юрисконсульта», ведь эти понятия часто отождествляют.
Поэтому, учитывая терминологию, а также Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, в штатном расписании нужно зафиксировать должность «юрисконсульт». А это значит, что документ должен называться «Должностная инструкция юрисконсульта». Однако, если в трудовые функции специалиста будет входить управление финансово-экономической и административной деятельностью, должность может называться «Главный юрист».
Что взять за основу при составлении инструкции?
Как составить инструкцию, каково будет содержание и структура документа – все это решает работодатель. Профстандарт юрисконсульта Правительством не утвержден.
В РФ пока что действуют профессиональные стандарты только относительно трех категорий специалистов в области права, а именно:
- следователей-криминалистов;
- юристов по недвижимости;
- юристов, специализирующихся на конкурентном праве.
Вам также будет интересно:
— Должностная инструкция менеджера по продажам
— Должностная инструкция курьера в организации: регулирование прав и обязанностей
Однако при подготовке должностной инструкции юрисконсульта можно взять за основу положения раздела «Юрисконсульт» из Единого квалификационного справочника (постановление Минтруда №37 от 21.08.1998). Там подробно указано следующее:
- какие должностные обязанности у юрисконсульта;
- что должен знать такой специалист;
- требования по квалификации.
Этапы подготовки должностной инструкции?
Процедура подготовки регламента включает несколько этапов. На первой стадии генеральный директор компании принимает решение о необходимости утверждения инструкции и поручает разработку проекта ответственному лицу. В качестве последнего может выступить начальник юридического отдела, специалист кадровой службы, помощник директора или другой уполномоченный сотрудник.
Готовый проект нужно подписать у руководителя службы делопроизводства и согласовать с руководителем юротдела, конечно, если в компании есть такие структурные подразделения и такие руководящие сотрудники.
Далее инструкция утверждается генеральным директором.
Последний шаг – ознакомление юрисконсульта с его должностной инструкцией.
Вам также будет интересно:
— Приказ об установлении ненормированного рабочего дня: образец
— Должностная инструкция специалиста по охране труда в 2024 году
Структура документа
Сначала вверху по центру документа следует написать его название «Должностная инструкция юрисконсульта». Далее в правой стороне листа нужно отвести несколько строк для утвердительного грифа руководителя. После этого переходим непосредственно к содержанию.
Обычно любая должностная инструкция состоит из разделов и пунктов. Вот пример базовой структуры документа:
-
Раздел 1 – Общие положения;
-
Раздел 2 – Должностные обязанности;
-
Раздел 3 – Права;
-
Раздел 4 – Ответственность.
Как правило, эти 4 раздела есть в любой инструкции. Однако иногда в документе выделяют такие дополнительные разделы как «Основные задачи и цели», «Взаимосвязи» и другие.
Далее подробно разберем, о чем писать в базовых разделах должностной инструкции юриста.
Общие положения
Укажите, что настоящая инструкция определяет права, должностные обязанности и ответственность юрисконсульта в конкретной организации.
Далее пропишите, что юрисконсульт принадлежит к категории специалистов.
Кроме этого, в данном разделе нужно зафиксировать следующие пункты:
-
механизм назначения лица на должность и увольнения специалиста, например, «назначение или освобождение от должности осуществляется приказом генерального директора»;
-
порядок взаимозаменяемости – кто будет выполнять работу юриста в период его отсутствия на работе;
-
квалификационные требования (образование, опыт работы) на занятие должности;
-
порядок подчинения.
В «Общих положениях» также обычно перечисляют, что должен знать сотрудник. Как правило, от юрисконсультов требуют знаний в следующих сферах:
-
законодательство, регулирующее деятельность организации;
-
гражданское, трудовое, административное, финансовое право;
-
налоговое и экологическое законодательство;
-
правила составления отчета о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
-
алгоритм составления и заключения хозяйственных, трудовых и коллективных договоров;
-
основы экономики и управления;
-
правила работы со средствами вычислительной техники и связи;
-
нормы охраны труда.
Должностные обязанности
Перечень должностных обязанностей юрисконсульта определяется его трудовой функцией. Если речь идет о правовом обеспечении деятельности организации, то можно выделить такие основные обязанности:
-
разработка правовой документации, в том числе учредительных документов, а также различных претензий, ответов на претензии, исковых заявлений, возражений на иски, обращений в органы госвласти и тому подобное;
-
оказание правовой помощи структурным подразделениям компании;
-
оформление материалов о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
-
анализ и систематизация ответов на направленные и полученные претензии, судебных решений;
-
участие в процедуре заключения хозяйственных договоров;
-
визирование документов;
-
информирование работников об изменениях в законодательстве, что затрагивают деятельность компании или права и обязанности нанятых лиц;
-
представительство интересов организации в судах, органах государственной власти, муниципальных образованиях и частных компаниях;
-
консультирование сотрудников по правовым вопросам.
Права
В этом блоке необходимо зафиксировать перечень профессиональных прав юриста компании. Фиксация этих полномочий нужна для того, чтобы, пользуясь предоставленными возможностями, специалист мог максимально качественно выполнять возложенные на него обязанности.
В инструкции можно перечислить следующие права:
-
право на нормальные условия труда;
-
право принимать решения самостоятельно в пределах своей компетенции;
-
право получать от руководства, других сотрудников всю необходимую для выполнения своей трудовой функции информацию;
-
право информировать администрацию о выявленных недостатках в деятельности фирмы, вносить предложения относительно усовершенствования работы компании и другие.
Ответственность
В этом разделе нужно установить меры ответственности штатного юриста за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
В данном блоке можно конкретизировать некоторые возможные нарушения. Например, указать, что юрист отвечает за неправомерное обращение с конфиденциальной информацией компании и с персональными данными работников.
Образцы документов
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 16