Должностные инструкции официанта: образцы

Трудовые отношения Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 5 мин.

Должностная инструкция представляет собой регламент, в котором закреплены полномочия работника и пределы его ответственности, а также требования к квалификации и профессиональному опыту. Далее рассмотрим подробнее, как должна выглядеть должностная инструкция официанта и на что необходимо обратить внимание при ее составлении.

Образцы документов

Профессия официанта

Официант — это работник в сфере общественного питания или ресторанной индустрии. В его основные функциональные обязанности входит обеспечение комфорта посетителей кафе или ресторана, прием заказов, а также информирование гостей о приготовлении, имеющихся в меню блюд и обработка платежей.

Следует подчеркнуть, что требования к человеку, претендующему на должность официанта, различаются в зависимости от класса заведения, в котором ему предстоит трудиться. Именно поэтому, самые строгие критерии отбора выдвигаются обычно в ресторанах класса «люкс», например, разговорное знание английского, стандартов ресторанного сервиса и опыта работы в заведениях подобного уровня.

Если это небольшое кафе, которое отличается скромным ассортиментом блюд, то к наемному персоналу могут предъявляться минимальные требования — готовность к обучению, минимальный опыт работы или вовсе его отсутствие.

Следует, что работники этой профессии должны обладать такими личными и профессиональными навыками, как внимательность, тактичность, дружелюбие и вежливость, поскольку большую часть своего времени они проводят, непосредственно общаясь с гостями заведения.

Кроме того, им нужна хорошая память, чтобы четко запоминать заказы и предпочтения посетителей, физическая выносливость, потому что он вынужден проводить смену на ногах при высоком темпе работы.

Что касается заработной платы, то она во многом зависит от места работы. Чем престижнее заведение, тем выше оплата труда и чаевые.

Обязательна ли должностная инструкция?

Обязательна ли должностная инструкция официантуКак было отмечено выше, должностная инструкция — это локальный документ, включающий в себя полномочия работника, в данном случае, официанта. А также, пределы его ответственности и требования к уровню квалификации.

Законодатель не устанавливает для организаций обязанность по оформлению таких должностных инструкций. Соответственно, работодатели сами принимают решение о необходимости их внедрения и разработке подходящего шаблона. Вместе с тем, исходя из смысла, изложенного в письме Роструда № 3042-6-0 от 09.08.2007 г., отмечено, что наличие должностной инструкции для официанта позволит избежать ряда проблем. А именно:

При этом составлять инструкцию следует по каждой штатной должности в качестве приложения к контракту или в виде отдельного локального акта. Именные регламенты не приветствуются, поскольку при перестановке кадров документ придется оформлять заново.

Следует подчеркнуть, что должностные инструкции обязательны исключительно для работников государственных органов, если это установлено законом. Например, она требуется для госслужащих на основании ст. 47 закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.

Профстандарт

Использование профстандартов в сфере общественного питания не является обязательным. Этот систематизированный перечень требований к должности официанта носит исключительно рекомендательный характер. Он содержит возможные наименования профессии, обобщенные трудовые функции, а также требования к образованию и трудовому стажу, знаниям и умениям, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.

Вместе с тем он является своеобразным ориентиром при поиске потенциальных сотрудников, подходящих для этой позиции. Кроме того, из профессионального стандарта можно взять основные данные, необходимые для составления должностной инструкции.

Так, при разработке должностной инструкции официанта ресторана в гостинице, отеле или санатории вполне может быть использован профстандарт 33.013 «официант, бармен», утвержденный приказом Минтруда № 115н от 09.03.2022 г. Например, требования об образовании, трудовом стаже и особым условиям допуска к работе, изложенные в профстандарте вполне можно включить в соответствующие разделы должностной инструкции.

Требования к квалификации официанта

Требования к должности официанта устанавливаются непосредственно работодателями. При этом может использоваться действующий профстандарт 33.013. Согласно этому документу, официант 4 разряда должен иметь диплом о среднем специальном образовании или пройденную программу профподготовки.

Что касается требования к наличию опыта работы, то для замещения должности кандидату нужен, как минимум, полугодовой стаж в организациях общепита по выполнению различных вспомогательных работ, обслуживанию гостей при наличии профобучения.

При этом допуск к обслуживанию гостей заведения возможен только после пройденного медосмотра и, соответственно, при наличии действующей медкнижки. А также, официанту придется проходить периодические медосмотры.

Если деятельность официанта 4 разряда, так или иначе, сопровождается реализацией ликеро-водочной продукции, то его возраст должен быть не менее 18 лет.

Содержание должностной инструкции

Структура и содержание должностной инструкции зависят от пожеланий работодателя. Как правило, подходящий бланк разрабатывается специалистами юридического отдела или кадровой службы. Документ может иметь приведенную ниже структуру.

Общие положения

  • наименование должности, для которой разрабатывается настоящий регламент;
  • лицо, которое назначает и увольняет сотрудника с должности официанта;
  • требования к образованию соискателя и трудовому стажу, в данном случае, для определения необходимого уровня квалификации можно использовать профстандарт 33.013;
  • навыки и знания, необходимые для работы официантом, например, можно указать на необходимость знаний устава предприятия и действующих инструкций, меню, а также правил эксплуатации оборудования, применяемого в работе и сервировки столов.

Должностные обязанности

В этом разделе следует максимально подробно раскрыть функциональные обязанности официанта. Это требуется в первую очередь для того, чтобы официант понимал, что конкретно от него требуется для работы в данной точке общественного питания.

Например, обязанностями официанта, работающего в кафе, могут быть:

  • приветствие и сопровождение гостей заведения к их столикам;
  • раздача меню;
  • прием и уточнение заказов на еду и напитки;
  • координация работы с кухонным персоналом для своевременной подачи блюд;
  • предоставление исчерпывающей информации по блюдам и напиткам, содержащимся в меню, например, о порциях, ингредиентах, способах и времени приготовления;
  • сервировка столов скатертями, посудой и столовыми приборами с учетом стандартов, принятых заведении;
  • обработка платежей с помощью кассовой системы, как правило, в большинстве ресторанов и точек общественного питания используется R-Keeper или другие подобные терминалы;
  • своевременная замена посуда и поддержание чистоты за столом;
  • информирование гостей о проходящих акциях и специальных предложениях;
  • соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством на продажу алкогольных напитков;
  • информирование менеджера о замечаниях и пожеланиях гостей.

Права

  • требовать от руководства обеспечения условий, необходимых для нормального обслуживания гостей заведения общественного питания, например, столовой;
  • вносить предложения, направленные на повышение качества обслуживания гостей;
  • знакомиться с проектами начальства, которые непосредственно касаются профессиональной деятельности официанта;
  • напоминать гостям о правилах, установленных в пункте общественного питания;
  • получение униформы от работодателя, если ее необходимость регламентирована локальными актами организации;
  • принимать решения в пределах своей компетенции, которые не идут против интересов учреждения;
  • не выполнять должностные обязанности, если возникла угроза жизни или здоровью, а также, безопасности труда.

Меры ответственности

В этом разделе могут быть определены меры ответственности официанта за различные нарушения, допущенные им на смене. Например, следует отметить, что сотрудника можно привлечь к ответственности за невыполнение своих обязанностей или халатное отношение к ним, а также, за совершение иных деяний, идущих вразрез закону.

Если у вас нет времени на разработку должностной инструкции с нуля,  скачать образец этого документа можно в нашей статье.

Итоги

Таким образом, в законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие составление должностной инструкции официанта. На сегодняшний день при составлении этого документа учитываются пожелания работодателя.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 12

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Михайлова Елена Олеговна

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *