На фоне пандемии коронавируса, российские школьники вынуждены периодически переходить на удаленное обучение. Данное обстоятельство вызвало шквал негодования со стороны общественности, а прежде всего, родителей учеников. Именно поэтому остается открытым вопрос о том, законно ли дистанционное обучение в школе.
Что такое дистанционное обучение?
В связи со сложившейся обстановкой коронавируса учебные заведения по всему миру, в том числе и в России, были вынуждены перейти на временное дистанционное обучение школьников. Фактически, такой перевод учеников на удаленку является своего рода ограничительной мерой, призванной остановить распространение новой инфекции среди населения.
Впервые дистанционное обучение для учащихся школ было применено в феврале 2020 года в связи с началом пандемии. Несмотря на то что этот эксперимент вызвал в обществе многочисленные споры, многие педагоги и родители школьников пришли к выводу, что такой формат обучения вполне может стать хорошей альтернативой традиционному очному учебному процессу.
В ходе такой учебной практики активно и эффективно используется широкий спектр инструментов и технологий для интерактивного обучения и облегчения коммуникации между школьниками и преподавателями. Так, для усвоения школьных программ учащиеся должны иметь персональные компьютеры, мобильные телефоны, веб-камеры, стабильное интернет соединение, а также различные приложения, мессенджеры и платформы, например, Zoom, WhatsApp, Skype.
В ст. 28 закона «Об образовании» отмечено, что учебные заведения самостоятельно принимают решения о том, какие технологии и онлайн-ресурсы они будут использовать для обучения школьников в дистанционном формате.
Плюсы и минусы дистанционки
Следует отметить, что именно по причине отсутствия необходимого оборудования, некоторые родители выступают против «дистанционки». А также минусами подобной формы обучения, по мнению родителей, является:
-
нехватка живого общения со сверстниками, из-за чего могут пострадать коммуникативные навыки ребенка;
-
необходимость много времени проводить за компьютером. В некоторых школах проводятся уроки онлайн, где все ученики вынуждены заниматься с учителем через Zoom стандартные 45 минут по каждому предмету, что крайне негативно сказывается на зрении. В других учебных заведениях при карантине подобные уроки отсутствуют. Вместо них ученики получают задания в виде тестов или видео материалов;
-
сложность организации самостоятельной работы. Не все ученики, особенно младших классов, способны самостоятельно изучать, полученный от педагогов материал. Зачастую у их родителей возникают проблемы с распределением времени школьника.
Таким образом, новый подход к обучению школьников, может ставить многих учащихся в невыгодное положение. Например, детей, не имеющих доступа к компьютеру и интернету, а также тех, кому требуется помощь в мотивации к учебе и организации самостоятельной работы.
К слову, помимо отрицательных моментов, существуют и плюсы. В частности, следует помнить, что главная цель внедрения «дистанционки» в учебных учреждениях связана с безопасностью учащихся. По мнению властей, эта временная мера позволит остановить распространение коронавируса в школьной среде. Кроме того, уход от традиционного обучения в школе во время карантина по коронавирусу или ОРЗ позволяет более равномерно распределить учебную нагрузку на ребенка, изучать полученные материалы в более комфортной домашней обстановке, экономить время, получать знания из любой точки мира.
Законно ли дистанционное обучение?
Из-за пандемии коронавируса, дистанционное обучение, к слову, типичная форма преподавания в российских колледжах и вузах, в настоящее время активно внедряется также для школьников. В связи с чем, учебные заведения вынуждены экстренно создавать возможности для онлайн-обучения. В связи с этим, многие родители задаются вопросом, разрешено ли дистанционное обучение в школе.
Согласно ст. 8 закона № 273-ФЗ от 29.12.2021 г., органы власти субъектов РФ обязаны обеспечивать госгарантии по реализации прав граждан на получение образования. Например, предоставлять возможность детям обучаться в школе. Согласно ст. 16 указанной нормативно-правовой нормы, реализация учебных программ в школах возможна не только в привычном очном формате, но и в дистанционном, с применением различных современных технологий. Как было отмечено выше, под таковым понимается освоение учебных программ, посредством взаимодействия педагогов и учеников на расстоянии с применением телекоммуникационных сетей.
В данном документе отмечено, что эпидемиологическую ситуацию оценивают Роспотребнадзор и главный санврач субъекта РФ. Именно на основе их рекомендаций должны вводиться ограничительные меры, в том числе в сфере образования. Примерная модель реализации обучения в электронном и дистанционном формате предложена в письме Минпросвещения № ГД-39/04 от 19.03.2020 г.
Таким образом, на федеральном уровне вопрос о переводе всех российских школ, как частных, так и муниципальных, на дистант не решается. Переход на новый режим обучения осуществляется исключительно по решению властей субъектов РФ, исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе.
Таким образом, перевод школьников на «дистант» вполне законен, если имеется соответствующий нормативно-правовой акт. Например, для жителей Свердловской области таковым является указ губернатора № 100-УГ от 18.03.2020 г., в который в январе 2022 г. были внесены поправки, касающиеся перевода школьников на дистанционный режим обучения.
Порядок перехода на дистант
В том случае, если законом конкретного российского субъекта предусматривается переход школьников на дистанционное обучение с обозначенной даты, руководство каждой школы должно подготовить соответствующие организационно-распорядительные документы. А также обеспечить возможность изучения школьной программы удаленно, посредством основным информационно-коммуникационных систем.
Для этого руководству учебного учреждения необходимо сделать следующие шаги.
Разработать положение о дистанционном обучении
Все вопросы, касающиеся регулирования порядка внедрения и ведения учебного процесса посредством дистанционных технологий руководство учебного учреждения может изложить в Положении о дистанционном обучении.
Издать приказ о дистанционном обучении
Вам также будет интересно:
— Образцы приказов о закрытии школы на карантин
— Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов
В данном документе указываются:
- нормативно-правовые акты, на основании которых издается настоящий приказ, например, закон «Об образовании», НПА субъекта РФ;
- учебные классы для которых организуется дистант;
- дата, с которой школьники уходят на удаленный режим;
- лицо, ответственное за организацию дистанционного обучения;
- указание классным руководителям донести до родителей учащихся информацию о переходе на дистант;
- подпись директора школы и ответственных лиц, обозначенных в приказе.
Далее, с приказом следует ознакомить обучающихся, родителей и сотрудников школы.
Получение согласия от родителей
Руководство школы, в рамках организации дистанционного обучения, должно получить от родителей каждого школьника письменное согласие на то, что ребенок будет проходить школьную программу в удаленном режиме. Как правило, родителям или представителям ученика предлагается для этого заполнить стандартный бланк.
Итоги
Таким образом, переход школьников на дистанционное обучение является абсолютно законной мерой. Принимается она вынужденно и временно региональными властями в ответ на сложившуюся неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в конкретном субъекте РФ. В школе после карантина и обучения некоторого периода в дистанционном формате, дети возвращаются к традиционному учебному процессу.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 4 / 5. Всего голосов: 14