Специальная оценка условий труда водителей

Органы надзора по труду Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 4 мин.

Спецоценка водителей, а точнее, условий их труда, обязательна, так же, как и для других рабочих мест. Все работодатели должны проводить ее с 2019 года минимум один раз в 5 лет. О том, как проходит СОУТ водителей, мы расскажем в статье.

Общие условия проведения СОУТ

Проведение и финансовое обеспечение специальной оценки возлагается на работодателя. Саму процедуру проводит специализированная организация. Методика ее выполнения утв. Приказом Минтруда РФ № 33н от 24.01.2014 г.

С 2019 года СОУТ является обязательной. Исключение предусматривается лишь для надомных и удаленных рабочих. Если работа носит разъездной, сезонный или другой характер, то она также подлежит оценке.

Хотя общий порядок проведения СОУТ устанавливается законом, а также приказом Минтруда, на некоторых рабочих местах, характеризующихся, к примеру, высоким риском для работника, может вводиться особый алгоритм выполнения СОУТ.

Что касается оценки условий труда водителей, то она также проводятся по общим правилам. Исключение составляют лица, управляющие внутригородским пассажирским транспортом.

Процедура СОУТ

Стандартная процедура СОУТ следующая:

  • работодатель формирует в компании комиссию по СОУТ, чтобы установить перечень рабочих мест для проведения оценки, а затем определяется с исполнителем работ;
  • после заключения договора работодатель и исполнитель обсуждают график проведения работ по СОУТ и начинают его реализацию;
  • сотрудники уполномоченной компании определяют, если ли на рабочих местах вредные и опасные факторы;
  • если они были выявлены, то специалисты измеряют степень их интенсивности и влияния на работников;
  • по итогам замеров исполнитель формирует отчет, а затем передает его на утверждение работодателю;
  • стороны согласуют отчет и проводят мероприятия, установленные законом, в частности, информируют работников об условиях работы и размещают итоги СОУТ на сайте компании.

СОУТ водителей легкового автомобиля начинается с формирования комиссии, составления графика, выбора экспертной компании и числа рабочих мест, для которых требуется оценка. Если, исходя из штатного расписания, должности водителей занимают более ста человек, то делать замеры можно на 20 рабочих местах, действуя по аналогии.

Замеры выполняются, когда спецтехника или транспорт работают в штатном режиме. Если сотрудники управляют спецтехникой, оснащенной навесным или другим оборудованием, то устанавливаются показатели пыли, шума и вибрации во время его эксплуатации.

Во внимание берется и хронология трудового дня, осуществляются специальные замеры. После этого специалисты формируют отчет и предоставляют его на обсуждение комиссии.

Составленную на его основе декларацию направляют в надзорные органы. Если за 5 лет автопарк компании остается без изменений, то документ может продляться. Иначе — требуется спецоценка с новой техникой.

Какие факторы учитывают при спецоценке?

При выполнении СОУТ всегда учитывают следующие факторы:

  • особенности освещенности;
  • наличие в воздухе веществ, отрицательно воздействующих на здоровье сотрудников и показатели микроклимата;
  • присутствие инфразвука и уровень шума;
  • степень тяжести условий труда;
  • общий и локальный уровни вибрации;
  • напряженность рабочей обстановки.

Для водителей электрического пассажирского транспорта (трамваев и троллейбусов) проводится измерение параметров электростатического поля. Выполняя замеры, важно учитывать, что, управляя ТС, водителю также приходится следить за показаниями его приборов и контролировать, что происходит на дороге, в салоне транспорта, какова активность пешеходов, заходящих в ТС и выходящих из него.

Перечень сотрудников, для рабочих мест которых используются особые правила проведения спецоценки, устанавливается Постановлением Правительства. В нем указываются специальности, для которых формируются особые НПА, определяющие алгоритм выполнения СОУТ.

Особенности спецоценки на внутригородском транспорте

Профессия «водитель» упоминается в п. 14 Постановления. Действие этого нормативного документа распространяется на лиц, управляющих внутригородским наземным пассажирским транспортом. Это означает, что СОУТ для других водителей, в том числе, грузовых автомобилей, проводится по общим правилам.

Для спецоценки условий труда водителей внутригородского пассажирского транспорта (пример — автобуса) используется отдельный приказ Минтруда. В нем содержатся особые правила выполнения СОУТ. Если сравнивать с типичной процедурой, к примеру, спецоценкой условий труда водителя погрузчика, СОУТ лиц, управляющих наземным пассажирским транспортом, имеет такие характеристики:

  1. Работодатели, использующие одинаковые ТС в границах одного населенного пункта, вправе объединиться для СОУТ. В таком случае, они вправе признать рабочие места, для которых проводится спецоценка, идентичными.
  2. Замеры и иные служебные процедуры выполняются в ходе спецрейса, в котором участвуют представители полномочной организации, выполняющей спецоценку. Алгоритм прохождения такого рейса определяется работодателем и фиксируется комиссией по СОУТ.
  3. В ходе организации измерений и иных служебных мероприятий, не допускается использование оборудования, содержащего токсичные вещества и составляющие, в частности, ртуть.
  4. Если в ТС, которым управляет водитель, нет инструментов, чтобы отрегулировать температуру воздуха в салоне, то степень вредности условий труда для данной позиции увеличивается на одну ступень.
  5. Для всех категорий водителей наземного транспорта, которые осуществляют перевозку пассажиров, степень вредности условий труда увеличивается на одну ступень относительно итогов измерений. Это обусловлено высоким уровнем ответственности и психоэмоциональной нагрузкой на рабочих местах.

Как избежать сокращения льгот при проведении СОУТ?

СОУТ водителей автомобилей может стать причиной снижения количества льгот. Чтобы предотвратить это, оставить класс вредности и сохранить объем компенсации, рекомендуется сделать следующее:

  1. Внести предложения, направленные на корректировку списка изучаемых факторов. Специалист экспертной компании может не учесть отдельные факторы, исходя из общего представления об идентификации. Однако в приложении к Приказу Министерства труда РФ № 31 от 2014 г. указывается, что итоговый перечень факторов определяется комиссией работодателя, а не экспертом. Поэтому можно оценить те воздействия, на которые жалуются сотрудники, в частности, влияющие на возникновение профзаболеваний.
  2. Если ранее выполнялась аттестация рабочих мест, то важно проанализировать ее результат. Если уже были выявлены факторы, которым присваивался класс вредности, то они должны учитываться в ходе СОУТ.
  3. Оценить степень напряженности трудового процесса. Во время идентификации, анализируя документы, затрагивающие график труда и отдыха, следует учесть среднее число звуковых и световых сигналов, поступающих за один рабочий час. Разрешенное количество составляет 175 в час, но оно может доходить и до 400. Это влияет на класс вредности.

Следование названным правилам поможет оставить класс вредности для водителей.

Что еще нужно учитывать?

СОУТ, проводимая с учетом изменений в законодательстве, может вызвать отрицательную реакцию у сотрудников. Чтобы минимизировать ее, работодатель должен:

  • вовремя информировать работников о проведении спецоценки;
  • собрать все необходимые документы и направить все силы на сохранение класса вредности;
  • прежде чем передать водителям карту спецоценки, проверить ее сам;
  • требовать от лаборатории измерений, которые соответствуют утвержденным методикам.

Минтруд РФ отметил, что существуют особенности спецоценки условий труда водителей городского пассажирского транспорта. По этой причине он разработал приказ, позволяющий оценивать их работу иначе. Это поможет сотрудникам не утратить право на привычные компенсации.

Итоги

Таким образом, в сфере СОУТ существуют различные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок этой процедуры. Например, спецоценка условий труда водителей скорой помощи и пожарного автомобиля могут отличаться. Работодателю важно вовремя сообщить сотрудникам о проводимой процедуре и сделать все возможное для сохранения компенсаций.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Михайлова Елена Олеговна

Занимается трудовым и гражданским правом, где является экспертом с многолетним опытом. Практикующий юрист, разбирает разнообразные дела, от самых элементарных, до очень сложных. Знает ответы на многие вопросы в своей сфере. Помогает читателям разобраться в своих проблемах за минимальное время с минимальными трудозатратами. Окончила негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Московский новый юридический институт» (МНЮИ), специальность «Юриспруденция».

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *