Не многие знают, что в последнее время можно заработать значительный административный штраф за нарушение режима труда и отдыха персонала. Речь идет об особой категории работников, функции которых связаны с управлением транспортными средствами. Режим работы и отдыха водителей регламентирован ст. 329 ТК РФ. В целях реализации указанной правовой нормы в наступившем 2025 году был утвержден новый приказ Минтранса. Рассмотрим подробнее, как в связи с законодательными изменениями, должен быть организован процесс труда.
Правовая база
Порой, водители для решения материальных проблем вынуждены сидеть за рулем долгие часы, в результате переутомление зачастую заканчивается трагически. Именно поэтому были установлены специальные требования, нормирующие, как рабочее время, так и отдых водителей. Их следует применять в обязательном порядке при разработке рабочих графиков персонала, в чьи трудовые функции входит управление транспортным средством.
Согласно положениям ст. 329 ТК РФ, особенности их режима работы утверждаются соответствующим органом исполнительной власти федерального уровня. В данном случае, приказом Минтранса России № 424 от 16.10.2020 года. Этот нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 января 2021 года, а действие ограничивается 1 января 2027 года. Он сменил собой приказ Минтранса № 15 от 20.08.2004 года.
При этом в новом приказе, предусмотрен ряд исключений. В частности, его не применяют к водителям:
- Управляющим служебными легковыми машинами в различных госструктурах — органах госвласти и местного самоуправления.
- Выполняющим международные рейсы.
- Совершающим перевозки в пределах территории предприятия, например, для транспортировки грузов от одного склада к другому. При условии, что они не используют дороги общего пользования.
- Управляющим служебным ТС вневедомственной охраны, а также пожарными и аварийно-спасательными машинами МЧС.
- Осуществляющим выезды для оказания скорой и неотложной помощи обывателям.
- Задействованным в ликвидации последствий ЧС, а также в целях их предупреждения.
- Управляющим служебными автомобилями органов, осуществляющих какие-либо розыскные мероприятия, например, в системе МВД.
- Автомобильного транспорта, находящихся на военной службе в армии.
Таким образом, под сферу действия обновленного приказа помимо юрлиц и ИП, использующих труд наемных водителей, также попали ИП, занимающиеся извозом самостоятельно. Нововведения коснулись и водителей, трудящихся непосредственно на территории предприятия-работодателя и служащих в органах власти.
Вам также будет интересно:
— Трудовой договор с курьером: что учесть в документе
— О квотировании рабочих мест для инвалидов
Далее, рассмотрим подробнее, какие новшества были внесены приказом Минтранса № 424.
Разделение рабочих смен
В 2025 году, как и в предыдущем, у работодателей появилась возможность разделить рабочий день наемного водителя на несколько частей. Например, руководство может распределить смену персонального водителя на две или три части с перерывами между ними.
Он может быть следующим:
- время дежурства с 9:00 до 11:00, с 13:00 до 16:00 и с 18:00 до 19:30;
- период для отдыха с 11:00 до 13:00, с 16:00 до 18:00 часов.
К слову, рабочее время, то есть по ТК РФ, период, в течение которого подчиненный выполняет свои трудовые функции, включает в себя не только часы управления автотранспортом, но также и:
- время, затраченное на устранение различных повреждений, поломок ТС, которые водитель устраняет собственными силами;
- время, затраченное на погрузки и разгрузку грузов, посадку-высадку пассажиров;
- часы, в течение которых проводятся индивидуальные медосмотры, например, предрейсовый для дальнобойщика;
- простои, случившиеся не по вине водителя.
Не многие знают, что период, в течение которого шофер присутствует в составе экипажа во время рейса, но при этом не управляет автотранспортом, по новым правилам, рабочим временем не является.
Совокупная длительность перерывов между трудовыми часами не должна превышать:
- 3 часа — для водителей, занятых на регулярных перевозках пассажиров по городским и пригородным маршрутам;
- 5 часов — для всех прочих шоферов.
Требования к рабочему времени
Согласно новому приказу Минтранса длительность дежурства для лиц, занимающих должности водителей, составляет не более 40 часов в неделю. В том случае, если эта норма не соблюдена, например, при графике работы 2/2, то для шофера вводится суммированный учет рабочих часов.
При этом предел максимального учетного периода составляет один месяц. При необходимости и по согласованию с представительным органом работников, например, профсоюзом, он может быть увеличен до трех месяцев.
Что касается длительности ежедневной рабочей смены, то:
- Она не может устанавливаться свыше 10 часов.
- Водитель вправе непрерывно управлять ТС 4,5 часа, после чего требуется перерыв.
- Согласно нововведениям, длительность дежурства может быть увеличена на 2 часа. Это допускается с целью завершения водителем перевозки, прибытия к месту стоянки. Такой вариант возможен для водителей бензовозов, а также почтовой и коммунальной службы, водителей общественного транспорта, инкассаторов. Их рабочая смена может быть продлена до 12 часов.
Вместе с тем, из указанных выше 10 часов шофер может находиться за рулем только 9 часов. Тем не менее, дважды в неделю допускается увеличение времени управления ТС до 10 часов.
Что касается ненормированного графика, предусмотренного ст. 101 ТК РФ, для водителя он также возможен. При этом длительность смены будет закрепляться исходя из длительности стандартной рабочей недели — 40 часов. Решение об это принимается работодателем исключительно с учетом мнения профсоюза.
Сколько должны отдыхать водители?
В приказе Минтранса № 424 также зафиксированы требования к режиму отдыха водителей.
Таблица №1. Интервалы для отдыха водителей по тахографу в России.
Интервалы | Норма | Отклонения | |
---|---|---|---|
Специальный перерыв для водителей | Его продолжительность, по обновленному закону, составляет ровно 45 минут.
Шофер может его использовать не по своему усмотрению, а согласно правилам — после 4 часов 30 вождения автотранспорта. К слову, если отведенного времени вождения недостаточно, по закону, его можно превысить ровно на 1 час. Это делается для того, чтобы доехать до места назначения или же временной стоянки. Перерыв в 45 минут применяется в том случае, если не наступает более продолжительное время отдыха. |
Допустимо дробить его на несколько частей. При этом первая из них не может быть меньше 15 минут. Соответственно, длительность оставшейся части составляет 30 минут.
Например, водитель-экспедитор после одного часа езды может сделать остановку на 20 минут, после чего проехать еще три часа и сделать специальный перерыв на 25 минут, а затем, двигаться дальше до конечного пункта маршрута. Таким образом, время отдыха водителя составит 45 минут. Что касается водителей общественного транспорта, то каждая часть их перерыва не должна быть менее 10 минут. Время, отведенное законодателем, позволит работникам восстановиться после нескольких часов непрерывной езды. Например, вполне возможно раздробить перерыв на несколько частей по 10 минут, которые в совокупности не будут превышать установленную норму в 45 минут. Исходя из установленных правил, отдых продолжительностью от 1 до 14 минут не может являться частью спецперерыва водителей. |
|
Ежедневный (междусменный) отдых при суммированном виде учета | Продолжительность отдыха, включающая в себя также обеденный перерыв, должна быть, как минимум в два раза больше, чем предшествующая ему рабочая смена шофера.
Например, после завершения 8-часовой смены и часового обеда, экспедитор должен получить отдых перед следующим выходом на дежурство. Он составляет не менее 15 часов. Совокупная длительность отдыха не должна быть более 11 часов. Например, если рабочая смена экспедитора начинается с 7:00, то уйти на отдых он должен не позднее 20:00. В таком случае протяженность ежедневного отдыха составит не менее 11 часов, то есть период с 8 вечера до 7 утра. |
Допускается уменьшение этого времени с 11 до 9 часов. Однако это можно сделать только трижды в течение недели.
Кроме того, отдых можно раздробить на две или более частей. При этом первая из них должна быть не менее трех часов, а продолжительность последней — 9 часов. |
|
Еженедельный отдых | Работодатель должен установить длительность такого отдыха в количестве не менее 45 часов.
Этот вид отдыха может начаться у водителя не позднее 6-го ежедневного периода. К слову, один ежедневный период не превышает 24 часа. |
Еженедельный отдых шофера можно сократить на одни сутки.
Причем это позволяется сделать единожды в рамках двух недель, идущих друг за другом. При этом период, на который он был уменьшен, работник обязан полностью употребить для отдыха от управления автотранспортом в течение трех недель, следующих подряд. Сделать это можно после окончания недели, в которой был урезан обозначенный отдых. Согласно нововведению, указанный период отдыха целесообразно будет присовокупить к ежедневному отдыху подчиненного. Его протяженность, как известно, составляет от 9 часов. Также его вполне можно добавить к следующему еженедельному отдыху. |
|
Обеденный перерыв | Приказом Минтранса каждому шоферу отводится небольшой перерыв, предназначенный для отдыха и принятия пищи.
Его протяженность составляет не менее 30 минут и не более 2 часов. Этот отрезок времени обычно предоставляется в середине рабочей смены. |
В том случае, если водитель ежедневно проводит за рулем более 8 часов, он, по закону, может получить два обеденных перерыва. При этом их общая длительность ограничивается двумя часами. Минимальное время на обед составляет 30 минут.
Например, шоферу целесообразно при длительных сменах использовать два перерыва по одному часу, предназначенному для отдыха и питания. |
К слову, работодатель, а также начальник структурного подразделения может определить, соблюдает ли водитель, установленный на предприятии режим труда и отдыха, по путевым листам.
В этих документах наемный работник указывает время и дату выезда и заезда ТС на место постоянной стоянки. Кроме того, в них ставятся отметки о рабочем времени, часах, затраченных на управление автотранспортом. Сведения в него вносятся в соответствии с показаниями тахографа. В том случае, если обозначенных сведений нет, то проверяющие органы могут привлечь работодателя к ответственности.
Соблюдение времени отдыха и работы по управлению автотранспортом способствует безопасности, как самих водителей, так и прочих участников дорожного движения.
Меры ответственности
Для того чтобы установить на предприятии режим отдыха и труда водителей, согласно действующему законодательству, работодатель должен издать соответствующие локальные документы. Прежде всего, речь идет о ПВТР, иначе говоря, правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того, потребуется разработать рабочий график, согласовать его с профсоюзом и ознакомить с персоналом под подпись.
К слову, до 1 ноября 2019 года этими техническими приборами оснащались только автомобили, принадлежащие юрлицам и ИП, которые занимались перевозками. После этой даты тахографы стали обязательными, в том числе, для водителей автобусов, а также грузовых машин категории С.
За нарушение режима по тахографу могут последовать штрафы, предусмотренные ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:
- водители могут быть оштрафованы на сумму от 1500 до 2000 рублей;
- должностных лиц, виновных в нарушении, сумма штрафа варьируется от 7000 до 10000 рублей;
- с ИП взимается более крупная сумма штрафа — от 15000 до 20000 рублей;
- с организаций взимается от 20000 до 50000 рублей.
Внесение изменений в документы
Поскольку водители, это особая категория работников, для них издается отдельный локальный документ, в котором прописываются особенности их рабочего режима. Помимо этого, они в обязательном порядке включаются в трудовые договоры.
При наличии в организации ПВТР для водителей, в связи с изменениями в законодательстве, их придется скорректировать. В частности, внести сведения о новой продолжительности рабочих смен, в также времени управления ТС. Кроме того, аналогичные дополнения придется указать в трудовых договорах. В них изменения вносятся путем составления стандартного дополнительного соглашения.
Поскольку новый приказ зафиксировал новую обязанность водителей ТС — совершать своевременные перерывы во время езды на автомобиле, то в ПВТР и трудовом договоре, также следует прописать и ее.
Также информация о рабочем режиме прописывается в табеле учета рабочего времени, а также непосредственно в графиках сменности. Причем графики разрабатываются не позднее месяца до начала следующего учетного периода. Они должны быть составлены так, чтобы у водителей не было переработок.
Итоги
Таким образом, в 2025 году, как и в минувшем, на шоферов легкового автотранспорта распространяется приказ Минтранса № 424, в котором конкретизировано их время для работы и отдыха. При этом документ не распространяется на отдельные категории наемных работников, например, он не касается водителей международников, водителей карет скорой помощи или служебных автомобилей различных государственных структур.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10