Как правильно написать устав организации в 2023 году: примеры и требования

Органы надзора по труду Спросить юристабесплатно. Это быстрее! Время чтения: 5 мин.

Устав – это учредительный документ компании, наличие которого является обязательным условием для ее регистрации и дальнейшего функционирования. Готовый устав подлежит регистрации в ФНС; кроме того, регистрироваться должны все вносимые в него изменения. О том, как составить устав организации, и как его правильно зарегистрировать, расскажем в статье.

Что такое устав компании?

Устав – это основной (а чаще всего и единственный) учредительный документ компании, который необходим для осуществления ею предпринимательской (коммерческой) или некоммерческой деятельности.

Устав не разрабатывают:

  • хозяйственные товарищества, у которых главным учредительным документом является учредительный договор;
  • государственные корпорации.

Устав отражает порядок решения различных вопросов, возникающих в ходе осуществления предприятием своей деятельности: от определения перечня прав и обязанностей учредителей компании, до порядка распределения прибыли, получаемой в ходе работы.

Как выбрать вид устава?

Законодатель позволяет юридическому лицу самостоятельно определить вид устава, с использованием которого оно будет работать. Устав можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться любым из 36 типовых уставов, установленных приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Типовой устав

Типовой устав – это удобно: не нужно тратить время на подготовку документа и его согласование с налоговиками. Вероятность того, что ФНС откажет в регистрации компании из-за ошибок в уставе, сводится к нулю: документ, разработанный и утвержденный Минэкономразвития, не может не пройти проверку налоговой.

Вносить изменения в типовой устав нельзя – его можно использовать только в том виде, в котором он был утвержден законодателем. Для регистрации компании в ФНС копию такого устава подавать не нужно – достаточно указать номер выбранного устава в заявлении на регистрацию.

Обратите внимание! Типовой устав не содержит информацию о наименовании организации, юридическом адресе и уставном капитале организации – эти сведения включаются только в ЕГРЮЛ.

Воспользоваться типовым уставом могут не все юридические лица – например, создавать собственный учредительный документ придется:

  • ООО, численность которого превышает 15 человек – из-за того, что такие компании должны включать в устав положение о ревизионной комиссии;
  • обществу, в котором есть совет директоров, действующий в соответствии с положениями устава;
  • компании, деятельность которых подлежит лицензированию.

Если законодательных ограничений на использование типового устава нет, компания может выбрать наиболее подходящий вариант документа – устав организации, занимающейся продажей одежды и обуви, будет отличаться от устава компании, работающей в сфере общественного питания. Выбрать подходящий типовой устав можно с помощью специального сервиса, разработанного ФНС. Платить за использование сервиса не нужно – услуга предоставляется абсолютно бесплатно.

Самостоятельное составление устава

Если учредители решат составить устав самостоятельно, им потребуется найти ответы на следующие вопросы:

  • кто будет входить в состав учредителей компании;
  • какую долю в уставном капитале приобретет каждый из учредителей фирмы после ее создания;
  • как учредители будут вносить свои доли в уставный капитал предприятия;
  • где будет находиться фирма;
  • каков будет размер уставного капитала;
  • как будет вестись деятельность фирмы – например, как и с какой периодичностью будут проводиться общие собрания, как будут определяться кандидаты, выдвигаемые на замещение выборной должности.

В этом случае копию устава, подлежащего регистрации, придется представить в ФНС. Документ можно передать налоговикам как в бумажном, так и в электронном виде – все зависит от того, как вы планируете передавать остальные регистрационные документы.

Какие сведения должен содержать устав компании?

Устав организации должен содержать следующие сведения:

  • наименование юридического лица (как полное, так и сокращенное);
  • юридический адрес компании (если у юридического лица только один учредитель, допускается зарегистрировать компанию по его домашнему адресу);
  • размер уставного капитала компании;
  • перечень органов, осуществляющих управление компанией, а также перечень предоставляемых им полномочий;
  • порядок выхода лиц из числа учредителей, а также перечень имеющихся у них прав и обязанностей;
  • правила передачи прав на долю в уставном капитале от учредителя третьим лицам;
  • порядок передачи сведений о функционировании организации ее учредителям.

Из каких разделов состоит устав

Как правило, устав организации состоит из следующих основных разделов:

  1. Общие положения документа. В первом разделе устава указывается основная информация о предприятии: его наименование, юридический адрес, используемые коды ОКВЭД и пр.; в типовом уставе такие сведения не указываются.
  2. Юридический статус предприятия. В этом разделе описываются права и обязанности компании как юридического лица.
  3. Статус участников компании. Этим разделом устанавливаются права и обязанности участников компании, а также их ответственность, как представителей юридического лица.
  4. Собрание учредителей. В этом разделе описывается порядок проведения общих собраний участников юридического лица, правила составления протоколов, а также требования к количеству лиц, проголосовавших за то или иное решение, при достижении которого решение считается принятым.
  5. Руководство компании. Этот раздел содержит сведения о директоре, сроке его полномочий и порядке его назначения на должность, а также порядок назначения на должность заместителей директора, главного бухгалтера, членов ревизионной комиссии и других лиц, оказывающих непосредственное воздействие на функционирование предприятия.
  6. Финансовая деятельность предприятия. В этом разделе прописывается порядок формирования финансовых планов и резервов организации, а также правила распоряжения уставным капиталом организации (в том числе и посредством использования активов учредителями компании).
  7. Порядок проведения ревизий. Этот раздел устанавливает периодичность проведения ревизий, а также правила их осуществления и оформления результатов.
  8. Правила хранения и передачи персональных данных. Здесь определяется перечень документов, содержащих персональные данные третьих лиц (в том числе и работников), а также принципы осуществления их хранения и защиты от несанкционированного внешнего доступа.
  9. Порядок ликвидации организации. Этот раздел определяет порядок действий, которые потребуется совершить для того, чтобы провести реорганизацию юридического лица или полностью его ликвидировать.

Приведенный перечень разделов устава является примерным – каждое юридическое лицо может составить устав самостоятельно, добавив в него те или иные разделы. Перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в уставе, определены ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Примеры уставов

Как внести изменения в уже зарегистрированный устав?

Развитие организации с течением времени может привести к тому, что ранее составленный учредительный документ станет неактуальным – в этом случае возникает необходимость во внесении правок в уже зарегистрированный устав.

Правки могут быть внесены двумя способами:

  • исходный текст документа полностью перерабатывается и заново регистрируется в ФНС;
  • составляется лист изменений, вносимых в устав – в этом случае в налоговой нужно зарегистрировать только этот лист.

Чтобы зарегистрировать изменения, в ФНС нужно передать:

  • новую редакцию устава или лист изменений, вносимых в действующий документ;
  • протокол собрания учредителей (или решение единственного учредителя) о внесении изменений в устав;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • заявление, составленное по форме Р13014 и заверенное нотариально.

Как правило, регистрации подлежат изменения:

  • фирменного наименования компании;
  • юридического адреса (менять устав не придется, если в первоначальной версии документа указан только город, в котором зарегистрировано предприятие, и смена адреса происходит в пределах этого города);
  • размера уставного капитала – как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения;
  • видов деятельности, осуществляемой компанией (если действующий устав не указывает на то, что компания может вести любые разрешенные виды деятельности).

Итоги

Итак, устав организации – это ее основной учредительный документ, без которого юридическое лицо просто не будет зарегистрировано в налоговом органе. Руководство организации может составить этот документ самостоятельно (или с помощью привлеченного юриста), а может взять готовый шаблон из перечня типовых уставов, утвержденных Минэкономразвития (при условии, что законодатель не ограничивает право компании на использование такого устава). Самостоятельно составленный устав нужно зарегистрировать в налоговой. Типовой устав регистрировать не нужно – достаточно указать в заявлении на регистрацию номер выбранного документа.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 - Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 - Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 - По России, звонок бесплатный
Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Распечатать   Спросить юриста
Автор статьи Горбылева Елена Николаевна

С 2014 года оказывает юридические консультации в области гражданского права, является автором статей правового характера в специализированных интернет-изданиях. Такой практический опыт позволяет освещать нашим читателям насущные проблемы и находить пути решения в соответствии с законодательством. Дополнительно: с 2011 года работала экономистом на промышленном предприятии, специализирующемся на выпуске оборудования медицинского назначения; с 2019 года работает ведущим экономистом на предприятии, которое занимается выпуском молочной продукции для взрослых и детей раннего возраста. Образование: В 2011 году окончила МГУ им. Н.П. Огарева по специальности «Экономика и управление на предприятии» (экономист-менеджер, диплом с отличием). В 2013 году окончила МГУ им. Н.П. Огарева по специальности «Юриспруденция» (юрист).

Рейтинг автора:

Много вопросов? Спросите!

Любые уточняющие вопросы по статье Вы можете задать в форме комментариев. Остальные вопросы, а так же вопросы по Вашему конкретному случаю, просим задавать через всплывающее окно в нижнем углу экрана или через форму выше. Мы готовы Вам помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *