Устав – это учредительный документ компании, наличие которого является обязательным условием для ее регистрации и дальнейшего функционирования. Готовый устав подлежит регистрации в ФНС; кроме того, регистрироваться должны все вносимые в него изменения. О том, как составить устав организации, и как его правильно зарегистрировать, расскажем в статье.
Что такое устав компании?
Устав не разрабатывают:
- хозяйственные товарищества, у которых главным учредительным документом является учредительный договор;
- государственные корпорации.
Устав отражает порядок решения различных вопросов, возникающих в ходе осуществления предприятием своей деятельности: от определения перечня прав и обязанностей учредителей компании, до порядка распределения прибыли, получаемой в ходе работы.
Как выбрать вид устава?
Законодатель позволяет юридическому лицу самостоятельно определить вид устава, с использованием которого оно будет работать. Устав можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться любым из 36 типовых уставов, установленных приказом Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
Типовой устав
Типовой устав – это удобно: не нужно тратить время на подготовку документа и его согласование с налоговиками. Вероятность того, что ФНС откажет в регистрации компании из-за ошибок в уставе, сводится к нулю: документ, разработанный и утвержденный Минэкономразвития, не может не пройти проверку налоговой.
Вносить изменения в типовой устав нельзя – его можно использовать только в том виде, в котором он был утвержден законодателем. Для регистрации компании в ФНС копию такого устава подавать не нужно – достаточно указать номер выбранного устава в заявлении на регистрацию.
Воспользоваться типовым уставом могут не все юридические лица – например, создавать собственный учредительный документ придется:
- ООО, численность которого превышает 15 человек – из-за того, что такие компании должны включать в устав положение о ревизионной комиссии;
- обществу, в котором есть совет директоров, действующий в соответствии с положениями устава;
- компании, деятельность которых подлежит лицензированию.
Если законодательных ограничений на использование типового устава нет, компания может выбрать наиболее подходящий вариант документа – устав организации, занимающейся продажей одежды и обуви, будет отличаться от устава компании, работающей в сфере общественного питания. Выбрать подходящий типовой устав можно с помощью специального сервиса, разработанного ФНС. Платить за использование сервиса не нужно – услуга предоставляется абсолютно бесплатно.
Самостоятельное составление устава
Если учредители решат составить устав самостоятельно, им потребуется найти ответы на следующие вопросы:
- кто будет входить в состав учредителей компании;
- какую долю в уставном капитале приобретет каждый из учредителей фирмы после ее создания;
- как учредители будут вносить свои доли в уставный капитал предприятия;
- где будет находиться фирма;
- каков будет размер уставного капитала;
- как будет вестись деятельность фирмы – например, как и с какой периодичностью будут проводиться общие собрания, как будут определяться кандидаты, выдвигаемые на замещение выборной должности.
Вам также будет интересно:
— Устав профсоюза: бланк и образец
— Допустимо ли установить работникам разные авансы?
В этом случае копию устава, подлежащего регистрации, придется представить в ФНС. Документ можно передать налоговикам как в бумажном, так и в электронном виде – все зависит от того, как вы планируете передавать остальные регистрационные документы.
Какие сведения должен содержать устав компании?
Устав организации должен содержать следующие сведения:
- наименование юридического лица (как полное, так и сокращенное);
- юридический адрес компании (если у юридического лица только один учредитель, допускается зарегистрировать компанию по его домашнему адресу);
- размер уставного капитала компании;
- перечень органов, осуществляющих управление компанией, а также перечень предоставляемых им полномочий;
- порядок выхода лиц из числа учредителей, а также перечень имеющихся у них прав и обязанностей;
- правила передачи прав на долю в уставном капитале от учредителя третьим лицам;
- порядок передачи сведений о функционировании организации ее учредителям.
Из каких разделов состоит устав
Как правило, устав организации состоит из следующих основных разделов:
Вам также будет интересно:
— Кто может представлять интересы работодателя в суде?
— Доверенность в суд от юридического лица: образец, порядок оформления
- Общие положения документа. В первом разделе устава указывается основная информация о предприятии: его наименование, юридический адрес, используемые коды ОКВЭД и пр.; в типовом уставе такие сведения не указываются.
- Юридический статус предприятия. В этом разделе описываются права и обязанности компании как юридического лица.
- Статус участников компании. Этим разделом устанавливаются права и обязанности участников компании, а также их ответственность, как представителей юридического лица.
- Собрание учредителей. В этом разделе описывается порядок проведения общих собраний участников юридического лица, правила составления протоколов, а также требования к количеству лиц, проголосовавших за то или иное решение, при достижении которого решение считается принятым.
- Руководство компании. Этот раздел содержит сведения о директоре, сроке его полномочий и порядке его назначения на должность, а также порядок назначения на должность заместителей директора, главного бухгалтера, членов ревизионной комиссии и других лиц, оказывающих непосредственное воздействие на функционирование предприятия.
- Финансовая деятельность предприятия. В этом разделе прописывается порядок формирования финансовых планов и резервов организации, а также правила распоряжения уставным капиталом организации (в том числе и посредством использования активов учредителями компании).
- Порядок проведения ревизий. Этот раздел устанавливает периодичность проведения ревизий, а также правила их осуществления и оформления результатов.
- Правила хранения и передачи персональных данных. Здесь определяется перечень документов, содержащих персональные данные третьих лиц (в том числе и работников), а также принципы осуществления их хранения и защиты от несанкционированного внешнего доступа.
- Порядок ликвидации организации. Этот раздел определяет порядок действий, которые потребуется совершить для того, чтобы провести реорганизацию юридического лица или полностью его ликвидировать.
Приведенный перечень разделов устава является примерным – каждое юридическое лицо может составить устав самостоятельно, добавив в него те или иные разделы. Перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в уставе, определены ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
Примеры уставов
Как внести изменения в уже зарегистрированный устав?
Развитие организации с течением времени может привести к тому, что ранее составленный учредительный документ станет неактуальным – в этом случае возникает необходимость во внесении правок в уже зарегистрированный устав.
Правки могут быть внесены двумя способами:
- исходный текст документа полностью перерабатывается и заново регистрируется в ФНС;
- составляется лист изменений, вносимых в устав – в этом случае в налоговой нужно зарегистрировать только этот лист.
Чтобы зарегистрировать изменения, в ФНС нужно передать:
- новую редакцию устава или лист изменений, вносимых в действующий документ;
- протокол собрания учредителей (или решение единственного учредителя) о внесении изменений в устав;
- квитанцию об уплате государственной пошлины;
- заявление, составленное по форме Р13014 и заверенное нотариально.
Как правило, регистрации подлежат изменения:
- фирменного наименования компании;
- юридического адреса (менять устав не придется, если в первоначальной версии документа указан только город, в котором зарегистрировано предприятие, и смена адреса происходит в пределах этого города);
- размера уставного капитала – как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения;
- видов деятельности, осуществляемой компанией (если действующий устав не указывает на то, что компания может вести любые разрешенные виды деятельности).
Итоги
Итак, устав организации – это ее основной учредительный документ, без которого юридическое лицо просто не будет зарегистрировано в налоговом органе. Руководство организации может составить этот документ самостоятельно (или с помощью привлеченного юриста), а может взять готовый шаблон из перечня типовых уставов, утвержденных Минэкономразвития (при условии, что законодатель не ограничивает право компании на использование такого устава). Самостоятельно составленный устав нужно зарегистрировать в налоговой. Типовой устав регистрировать не нужно – достаточно указать в заявлении на регистрацию номер выбранного документа.
Источник: «Юридическая азбука»
Насколько полезной оказалась эта статья?
Оцените статью!
Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 10